Первые беспилотные или автоматизированные автомобили появились еще в XX веке. Однако, лишь недавно данная технология начала прочно входить в жизнь людей. Уж про автоматические системы «Tesla» хотя бы раз слышал каждый. Впрочем, главные надежды и чаяния в отношении ВАТС связаны отнюдь не с потребительским рынком, а с рынком грузоперевозок. Программисты и инженеры считают, что вопрос появления полноценных грузовиков-роботов на дорогах большинства стран – это вопрос обозримой перспективы. Работают в этом направлении и в России.
Фуры на автопилоте проектируют везде. /Фото: pinterest.com.
Два года тому назад компания «Navio» (ранее «Автотех») начала адаптировать технологию автономного вождения для использования на грузовых автомобилях. А уже в июне 2023 года предприятие начало предлагать клиентам услуги по перевозке грузов с использованием автономного транспорта. Наконец, в сентябре 2024 года автоматические грузовики «Navio» совершили первую серию рейсов по России без помощи водителей. На данный момент коммерческие перевозки такого рода осуществляются только по трассе М-11 «Нева». Количество действующих ВАТС (высокоавтоматизированных транспортных средств) на сегодняшний день исчисляется всего 17 машинами, однако еще до конца 2024 года количество активных седельных тягачей-роботов планируется увеличить до 30.
В России над этим трудится не одна компания. /Фото: gazeta.ru.
Используемые в качестве основы грузовики – это машины китайского производства. Хотя в действительности система, разработанная специалистами «Navio», может использоваться на седельных тягачах любого производителя. Сама по себе разработанная технология автоматизации – универсальна. От обычных такие седельные тягачи отличаются ровным счетом ничем, если вынести за скобки установленное специальное оборудование. Узнать ВАТС на дороге несложно. Машину сразу же выдает богатый сенсорсет на кабине: камеры, радары и лидары. Кстати, все системы автоматизации в обязательном порядке дублируются для того, чтобы обеспечить максимальный уровень надежности и отказоустойчивости системы. Наконец, узнать автоматический тягач можно под предупреждающей надписи «Автономный».
За этим будущее. /Фото: avtomaniya.com.
Угол обзора автоматических систем составляет почти 360 градусов. Единственная «слепая зона» на сегодняшний день расположена на небольшом участке за полуприцепом. Стоит также отметить, что сенсорное оборудование в ВАТС устанавливается только на сам тягач. На полуприцепе никого оборудования нет, так как он является клиентским. Волноваться при этом не стоит: автоматическая система спроектирована таким образом, чтобы в любом случае «видеть» больше, чем мог бы увидеть за рулем тягача человек-водитель. Управляет машиной компьютер, который заблаговременно просчитывает наиболее вероятные сценарии движения для всех объектов, находящихся на дороге.
За подобными разработками будущее. /Фото: Pinterest.
При этом пока ВАТС не ездят без человека. За рулем каждой такой машины до сих пор обязан находиться инженер-испытатель на случай, если придется принудительно менять траекторию движения машины или осуществлять экстренное торможение. В то же время на сегодняшний день автоматизированные тягачи ездят уже вполне уверенно: соблюдают скоростной режим в соответствии со знаками, умеют аккуратно перестраиваться и нежно притормаживать в случае резко вклинивающегося в поток автомобиля. Плохой видимости ВАТС не бояться, равно как и дорог засыпанных снегом. Разметка тягачи не интересует, так как вся дорога находится в памяти робота. Светофоры и развороты автоматизированным тягачам так же даются без каких-либо проблем. А еще роботы идеально осуществляют экстренное торможение перед внезапно появившимся объектом.
Серьезные технологии. /Фото: dvizhok.su.
Так готовы ли автономные грузовики для выхода на дорогу без надзора человека? Пока нет. Все-таки на сегодняшний день системы ВАТС все еще далеки от идеальных, хотя в последние годы в этой области были достигнуты просто баснословные успехи. Главная задача конструкторов и программистов на сегодняшний день – доведение системы до того состояния, когда она сможет доказать, что стала надежнее человека-водителя. При нынешних темпах разработки специалисты почти полностью уверены в том, что массовый выход ВАТС на дороги страны и мира – это вопрос всего нескольких лет.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, для чего в Советском Союзе создали странную вакуумную машину и зачем она понадобилась в Чернобыле.