Если сесть за руль автомобиля и отправиться из Самары на Черное море, то автомобилисту придется преодолеть, двигаясь плюс-минус по прямой 1.1-1.2 тысячи километров. В связи с чем возникает закономерный вопрос: как под Самарой в принципе могла оказаться 120-тонная подводная лодка проекта «Сом»? Как уже можно было догадаться, с путешествием Б-307 в самарские поля связана целая история!
В Нижнем Новгороде есть завод подлодок и кораблей. krsormovo.nnov.ru.
Советская ДПЛ Б-307 проекта «Сом» была построена в сентябре 1980 года на нижегородском предприятии Красное Сормово. Субмарина была приписана к Северному флоту. В средине 1980-х годов несла службу в Алжире и Сирии. После распада Советского Союза служила вплоть до 2001 года, после чего была исключена из состава боевого флота. До этого субмарина успела сняться в кино. Внутренние помещения военной машины использовали в качестве декораций на съемках комедийного фильма «Особенности национальной рыбалки». В кадре сверкала крошечная подлодка «Малютка» для доставки водолазов, однако все внутренние съемки осуществлялись на «Соме».
Вообще, подлодки по Волге гоняют постоянно. /Фото: pkitis.tltsu.ru.
Многоцелевые субмарины «Сом», к слову, совсем не маленькие. Длина машины по ватерлинии составляет 90.2 метра. Ширина корпуса по наибольшей линии – 8.6 метров. Полная высота подлодки – 12.2 метра. Для сравнения, длина футбольного поля составляет 100-110 метров, а высота 10-этажного дома находится в пределах 33-40 метров. Подводное водоизмещение субмарины могло достигать 3.6 тысяч тонн. Сама же «голая» подлодка весила больше 120 тонн. Забегая вперед, для транспортировки в самарские поля Б-307 максимально облегчили до 117 тонн. В движение советская защитница родных берегов приводилась тройкой дизелей и парой электродвигателей с общей отдачей 1 900 и 1 350 «лошадей», соответственно. На борту служило 78 душ. А из вооружения имелось 6 торпедных аппаратов с 24 торпедами и 44 минами.
Тащили на огромной лыже. /Фото: drive2.ru.
В 2001 году в Тольятти строился Технический музей «АвтоВАЗ». Помимо автомобилей, там в нем было решено представить, в том числе многочисленную военную технику. Появилась идея разместить в музее еще и какую-нибудь списанную подводную лодку. Собственно, именно тогда выбор и пал Б-307, своевременно отправленную флотом на пенсию. Чтобы не пускать субмарину на металл, ее решили доставить в самарские поля. Само собой, предприятию подлодка досталась не за «спасибо». Ее пришлось покупать, пускай и за откровенно небольшую сумму – 768 тысяч рублей. Путешествие «Сома» в музей в Тольятти начнется в 2003 году. Так как же субмарина добралась до места назначения?
По Волге и шлюзам можно выйти в пять морей. /Фото: drive2.ru.
Собственно, точно также, как и любая другая подводная лодка, сделанная на заводе Красное Сормово в Нижнем Новгороде, добиралась только не до суши под Самарой, а до моря… по Волге. Стоит напомнить, что по этой великой русской реке можно выйти в пять морей: Каспийское, Белое, Балтийское, Азовское и соответственно в Черное. Что до Б-307, то на момент покупки «АвтоВАЗом» подлодка была в Кронштадте. Несколькими буксирами её провели через систему шлюзов в Ладожское, Онежское и Белое озеро, откуда она попала уже в Волгу. А дальше по реке субмарину отбуксировали в Тольятти. В общей сложности «каравану» пришлось пройти около 2.2 тысяч км.
По суше подлодку тащили всего 5 км. Зимой. Эвакуационными транспортами. /Фото: ya.ru.
После этого осталось только протащить «Сом» еще 5 км по суше до музея техники. С этой без всякой иронии титанической задачи справились военные тягачи для эвакуации бронетехники. Для подлодки построили специальную 91-метровую «лыжу». Доставшись заморозков зимой 2004 года (для улучшения ходовых качеств гигантской «лыжи» по грунту), начали сухопутную транспортировку. Уже через несколько недель субмарина была на месте, а в конце апреля 2005 года Б-307 заняла почетное место в качестве музейного экспоната.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про российские и американские подлодки — какие круче, и в чем их главные особенности.