Каждый, кто видел отечественные подводные лодки, не мог не обратить внимание на то, что в их «башенках» имеются какие-то окошки с остеклением. Очевидно, что это своего рода иллюминаторы… Примечательно, что сегодня делают такие преимущественно на субмаринах советской школы. Однако, здесь же возникает вопрос: почему стекло не лопается, когда военная подлодка погружается на большую глубину?
Все просто, это действительно иллюминаторы. /Фото: profhobby.ru.
Загадочная «башенка» подводной лодки есть не что иное, как рубка или, строго говоря, прочная рубка. На совести этого элемента конструкции лежит много важных функций. Именно в рубке расположен главный люк доступа в подводную лодку. Здесь же располагаются спасательная камера, шахты антенн и перископа, а еще рубка зачастую выступает в качестве наблюдательного поста. Собственно, именно по этой причине в рубке могут быть те самые загадочные окна-иллюминаторы, выполненные из высокопрочного стекла. Огражденный стенами рубки пост наблюдения повышает удобство и безопасность населения службы.
Остеклены они были далеко не всегда. /Фото: ya.ru.
Но почему стекло в рубке не трескается, когда субмарина опускается под воду? Начать стоит с того, что военные подводные лодки погружаются не так уж глубоко по меркам, например, научно-исследовательских аппаратов. Например, батискаф «Deepsea Challenger», опускавшийся на дно Марианской впадины, тоже имел стеклянные элементы конструкции, пускай, и небольшой площади. Военные же субмарины в лучшем случае погружаются на 400-500 метров. А абсолютный рекорд погружения военной субмариной в 1 024 метра, установленный советской подлодкой К-278 «Комсомолец» в 1985 году, не побит до сих пор.
При погружении рубку зальёт водой и давление уравняется. /Фото: naked-science.ru.
Но много это или мало? Давление на глубине в 500 метров составляет около 51 атмосферы. Для сравнения, индивидуальный максимум глубины для аквалангистов составляет 100-120 метров, где давление составляет 10-14 атмосфер. Ниже без специального снаряжения человека не опустить. Однако, одно дело «мешок с водой» в лице человека и совсем другое – высокопрочное стекло. Впрочем, главная причина почему в рубке не лопается стекло куда банальней. Дело в том, что рубка военной подлодки делится на затапливаемую и не затапливаемую часть. В первой расположено оборудование. Вторая – это тот самый пост наблюдения. Таким образом, когда подлодка погружается, рубку просто заливает водой и давление внутри и снаружи – выравнивается. Как результат, стеклу ничего не угрожает.
Впрочем, стекло выдерживающее большое давление все равно существует. /Фото: yugnash.ru.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, зачем в СССР создали самую большую подлодку в истории военно-морского флота.