Основные правила буксировки автомобиля.
Мир автомобильных дорог суров и беспощаден. И если где-нибудь на трассе с машиной приключится неприятность, ждать помощи придётся лишь от одного из участников движения, который, возможно, согласится взять автомобиль на буксир.
Способы буксировки/ Фото: ppt-online.org
С этим явлением водители сталкиваются крайне редко. Многие даже не предполагают, что элементарные действия, которые в недалёком прошлом ни у кого не вызвали бы вопросов, сегодня могут стать причиной выхода из строя жизненно важных автомобильных узлов и даже наложения штрафа за неправильную буксировку. Разберёмся, как быть, если нужна помощь в буксировании автомобиля, или вы сами желаете помочь товарищу по дороге, попавшему в беду.
1. Основные запреты на буксировку легковых автомобилей
Как не рекомендуется буксировать легковые машины?/ Фото: drive2.ru
Желание во что бы то ни стало помочь несчастному водителю добраться до ближайшего СТО, не всегда идёт на пользу как владельцам машин, так и их автомобилям. В связи с этим выделим несколько ситуаций, когда не стоит идти на неоправданный риск:
Однозначно не стоит буксировать чужую машину на автомобиле с автоматической коробкой передач. Сложный механизм рассчитан на определённую нагрузку, равную снаряжённой массе автомобиля, но не более того. Поверьте, ремонт АКПП обойдётся в десятки раз дороже, чем если бы владелец пострадавшего авто вызвал эвакуатор.
То же самое касается буксируемого транспорта. Некоторые производители автомобилей с АКПП допускают подобные манёвры на определённой скорости и на ограниченные отрезки времени, гарантируя при этом сохранность агрегатов. Например, не дальше 15 километров и на скорости не выше 30 км/ч. Однако если неприятность произошла с вами, и вы не уверены, что автомобиль можно буксировать, откажитесь от этой идеи.
Важно соблюдать все правила автомобильной буксировки/ Фото: 1000statei.ru
Большинство современных автомобилей используют для работы тормозной и рулевой системы ресурсы двигателя. Перед началом буксировочных работ убедись в том, что эти системы работают без включенного зажигания. В ином случае стоит придумать другой способ добраться до автосервиса.
Водительские навыки также могут стать серьёзным препятствием для буксировки. Будь ваш автомобиль спереди или сзади, если опыт вождения ещё не достиг двух лет, от такой помощи тоже лучше отказаться. Буксировка – это сложный процесс, где оба водителя должны осознавать возможные риски и быть готовыми к любому развитию событий. Любая ошибка здесь может стоить чьей-то жизни, да и штраф за подобную доброту можно получить немаленький.
Если есть необходимость доставить на СТО два или более транспортных средства, все существующие риски при такой буксировке увеличиваются вдвое. Даже если ваш автомобиль позволяет взять на буксир более одной машины, первый же патруль ДПС пресечёт такие действия и наложит соответствующий штраф.
Естественно, отказаться от буксировки на тросе придётся, если в автомобиле неисправны тормоза, имеются проблемы с ходовой частью или рулевым управлением. Не нужно брать на буксир другой автомобиль в гололёд, ведь это верный путь в кювет или на встречную полосу движения.
2. Правила транспортировки автомобилей на гибкой сцепке
Буксировка на гибкой сцепке/ Фото: news.myseldon.com
Теперь, когда стало более-менее понятно, как нельзя буксировать легковые автомобили, разберёмся с основными правилами буксировки, которые нельзя нарушать, ведь дорога не прощает ошибок, особенно глупых и неоправданно рискованных.
И первое главное правило гласит о том, что в буксируемом автомобиле не должно находиться пассажиров. По какой бы причине ни произошла аварийная остановка транспортного средства, его транспортировка на гибкой сцепке всегда сопровождается рисками, которые не должны касаться других людей, кроме водителя. Который, к слову, обязан находиться за рулём буксируемого автомобиля.
Особые правила касаются троса для буксировки. Это должен быть именно трос, купленный в специализированном магазине, имеющий сертификацию качества и прошедший все стадии проверок на прочность. То есть, взять первую попавшуюся верёвку с целью отбуксировать сломанный автомобиль до места назначения нельзя. Трос рекомендуется оснастить светоотражающими элементами для видимого обозначения не проездной зоны между машинами.
Расстояние между машинами при буксировании на гибкой сцепке/ Фото: truck-hyundai.ru
Дистанция же между автомобилями определяется максимальной длиной троса и должна находиться в диапазоне от 4 до 6 метров. Нарушение этих параметров грозит аварийной ситуацией, когда в одном случае у водителя буксируемого автомобиля не останется времени на реакцию для быстрой остановки, а в другом – слишком длинный трос будет способствовать бесконтрольному вилянию машины. Главной опасностью здесь становится маятниковый занос – явление, опасное для всех участников дорожного движения.
Зачастую буксировка производится из-за отсутствия питания в автомобильной электросети. Это уважительная причина, и брать на гибкую сцепку такой транспорт по правилам не запрещено, однако аварийные стоп-сигналы необходимо заменить знаком аварийной остановки, который должен быть у каждого водителя.
И не стоит забывать про скорость. Буксировка – это всегда очень опасная операция и, соответственно, чем ниже скорость, тем выше вероятность добраться до СТО без происшествий, особенно на оживлённой трассе. В связи с этим, если есть возможность воспользоваться альтернативным способом доставить неисправный автомобиль до указанного адреса, от буксировки рекомендуется отказаться, например, в пользу услуг эвакуатора или использования метода частичной погрузки.
3. Жёсткая сцепка и метод частичной погрузки
Буксировка на жёсткой сцепке/ Фото: aboutmycar.ru
Необходимость в жёсткой сцепке чаще всего возникает, когда буксируемый легковой автомобиль не может передвигаться самостоятельно из-за неисправности тормозов. В этом случае буксирующая машина берёт на себя не только функцию локомотива, но и всецело отвечает за торможение своеобразного состава.
Чаще всего, жёсткая сцепка применяется для грузовых автомобилей и прицепов, но в редких случаях может быть применима и к легковым автомобилям. У такого метода есть ряд преимуществ:
Однако есть и ряд особенностей, которые могут стать серьёзным препятствием для неподготовленных водителей.
В первую очередь, это задний ход, что на жёсткой сцепке сможет осуществить далеко не каждый опытный автомобилист. Если же возникла такая необходимость, действия между водителями должны быть согласованы заранее, и лучше, чтобы кто-нибудь наблюдал со стороны за опасным манёвром. Что касается ускорения, то оно должно быть максимально плавным. И дело здесь не столько в опасности для окружающих, сколько в риске повредить коробку передач, которая может быть не рассчитана на резкие рывки.
Применение метода частичной погрузки/ Фото: avtolife.net
Метод частичной погрузки легковых автомобилей для их буксировки к месту назначения применяется ещё реже. Как показывает практика, гораздо проще вызвать эвакуатор, ведь найти штангу и загрузить на неё автомобиль без посторонней помощи очень непросто. Если же этот вариант удастся осуществить, таким способом можно перевозить все виды легковых автомобилей – с АКПП, с неисправностями в рулевом управлении и практически с полностью отсутствующей передней подвеской.
Буксировка может понадобиться автомобилю, у которого внезапно отказал двигатель. И это вполне может случиться с машинами, у которых мотор – «проблемный» агрегат.