Лайфхак RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Разное    



Декоративной косметикой в царской России пользовались не только женщины, но даже мужчины. Модники белили и румянили лица, припудривали волосы. О том, что косметика часто была губительна для здоровья, догадывались. Но отказаться от нее великосветские дамы себе не позволяли: макияж указывал на статус.


1. Прообразы «Морозко»

Образ Марфушеньки далеко не вымышленный. /Фото: kino-teatr.ru

Образ Марфушеньки далеко не вымышленный. /Фото: kino-teatr.ru


Документально засвидетельствовано, что женщины уделяли внимание коже лица и тела еще во времена Древней Руси. Девушки умывали лица утренней росой, придающей свежесть и заряжавшей энергией.

Вся косметика для лица базировалась на натуральных ингредиентах природного происхождения. Например, волосы мыли яйцом, ополаскивая их настоями трав. Эластичности кожи добивались с помощью кисломолочных продуктов, смягчали и восстанавливали - жирами и маслами. В качестве румян русские барышни использовали свеклу, ягоды вишни и малины, белизну лицу придавали мукой, а брови с ресницами выделяли углем и сажей. Зачастую делали это чрезмерно щедро, поэтому макияж из подручных средств скорее походил на кукольный грим. Так что фрагмент из советского «Морозко» с украшением героини Инны Чуриковой имеет под собой абсолютно реальную основу.

2. Допетровский грим

Главное условие макияжа 17-18 веков – яркие румяна на выбеленном лице. /Фото: s.mediasole.ru

Главное условие макияжа 17-18 веков – яркие румяна на выбеленном лице. /Фото: s.mediasole.ru


Иная картина наблюдалась в 15-16 веках. В этот период косметика превращается в модный товар. В Москве она продается в специальных белильных отделах. И уже мало какая уважающая себя горожанка выходила в люди ненакрашенной. Единственное, по-прежнему хромало чувство меры.

О том, как смотрелись тогдашние женщины Московии, писал российский посол Англии при Иване Грозном Дженкинсон. Он недоумевал, зачем женщины, наделенные природной изящностью и красотой лица, искажают свои лица до неузнаваемости. По его утверждению, маски из красок на них можно было разглядеть на расстоянии выстрела.

И даже спустя десятилетия подобная картина зафиксирована врачом государя Алексея Михайловича Самуэлем Коллинзом. Он замечал, что пудра и румяна русских женщин напоминают краски, которыми покрывают трубы домов. Вторил ему и путешественник Олеарий, обвинявший городских женщин в грубом и чересчур броском внешнем виде. Подобную ситуацию попытался обосновать бывавший в Москве англичанин Джайлс Флетчер. Он предположил, что виной всему печи, у которых женщины проводят большую часть времени. Сморщенные от жара лица, по его мнению, можно было замаскировать только обильной косметической маской.

3. Излишки – под нож

В допетровской Руси миловидные мужские лица высмеивались, а бороды не брились. /Фото: img.yandex.ru

В допетровской Руси миловидные мужские лица высмеивались, а бороды не брились. /Фото: img.yandex.ru


Свинцовые белила того периода были губительными для здоровья, но никого это не останавливало. В XVII веке косметические средства в России использовались особенно широко. Перед балами пудру и румяна накладывали толстым слоем. Если тональная маска получалась слишком обильной, в ход шел специальный нож, соскребающий излишки. На танцах дамам неоднократно приходилось поправлять макияж, так как подсыхая белила отваливались с лица кусками. Следующее столетие обозначилось массовым мануфактурным производством косметики. Стоили такие средства очень дорого, при этом оставаясь опасными для здоровья. Фиксировались даже случаи отравления губной помадой.

4. Петровские тренды и мужской макияж

В 18 веке в России красились все, причем мужчины не были исключением. Князь Голицын. /Фото: b1.culture.ru

В 18 веке в России красились все, причем мужчины не были исключением. Князь Голицын. /Фото: b1.culture.ru


Борьбу с чрезмерным увлечением декоративной косметикой начал Пётр I. Общаясь с юности с иностранными барышнями, Петр отмечал их умеренность в традициях макияжа. После его указа «О ношении венгерского платья» переродились и подходы к украшению лица. Плотная маска из белил и румян сдавала позиции, а макияж становился легким и прозрачным. Эталоны женской красоты медленно, но верно возвращались к естественной индивидуальности.

Краситься в традициях бабушек для щеголихи современности считали немыслимым. Расширился и ассортимент косметических средств – румяна теперь выпускались в нескольких оттенках и подбирались к лентам и платью. В обществе появилась новая тенденция – косметикой начали пользоваться мужчины. Перенимая европейские традиции, франты смело румянились, белились, присыпали парики душистой пудрой и подводили глаза. Причем стоимость «декоративки» была весьма высокой, что только повышало спрос и интерес.

5. О чем рассказала эксгумация

 А. Рябушкин. Семья купца в XVII веке, 1896 г. /Фото: cp12.nevsepic.com.ua

А. Рябушкин. Семья купца в XVII веке, 1896 г. /Фото: cp12.nevsepic.com.ua


Но дороговизна белил и румян была не самой пугающей особенностью косметики того периода. Дело в том, что в состав большинства средств входили опасные для жизни ядовитые соединения. Свинец, ртуть, цинк и негашеная известь постепенно накапливались в организме, приводя к страшным последствиям. В ходе эксгумации тел матери и супруги Ивана Грозного был проведен химический анализ их останков. Исследователи склонялись к тому, что женщины стали жертвами насильственной смерти. Содержание тяжёлых металлов в костях значительно превышало максимально допустимые нормы, а в волосах обнаруживались следы ртути. Все свидетельствовало о тяжелом отравлении. Теперь уже ясно, что русские женщины веками убивали себя косметикой. Свинцовая пудра разъедала кожу и оставляла тёмные пятна, которые замазывались ещё активнее. Брови с ресницами чернились ядовитой сурьмой.

При этом, конечно, мало кто связывал необъяснимые недомогания и внезапные смерти молодых красавиц с макияжем. Температуру, кишечную боль, тошноту и бессонницу проще было объяснить сглазом и порчей. «Свинцовая колика» на тот момент не диагностировалась, и помочь модницам лекари не могли.

6. Ускользнувший румянец и борьба за качество

В 19 веке победила натуральность. /Фото: b1.culture.ru

В 19 веке победила натуральность. /Фото: b1.culture.ru


В XIX веке яркая декоративная косметика окончательно вышла из моды. Женщинам полюбились легкие платья в светлых тонах, а правильным цветом лица считалась лёгкая бледность. Яркие щёки теперь напоминали о пышущей крестьянской грубости. Приветствовалось едва тронутое белилами лицо, помада в самых нежных тонах, а от румян отказывались вовсе. Популярными стали различные осветляющие кожу лосьоны, средства для удаления веснушек и пигментных пятен. Главной косметической тенденцией конца XIX века считалось её научное усовершенствование. Наконец потребители обратили внимание на качество продуктов. Модные дома состязались друг с другом, чьи средства более безопасны, а женские журналы публиковали рекомендации исследователей о способах проверки «притираний» на наличие в составе вредных соединений.

В современном мире есть другая проблема - производители косметики заставляют нас напрасно тратить деньги.


Обратите внимание:







27085
13.05.2019 20:09
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё