Ежедневно мы видим тысячи оттенков самых разных цветов, и кажется, что они существовали всегда. Чёрные автомобили, розовые цветы или серебристые ёлочные игрушки - они все давно считаются совершенно обыденными. Вот только есть один нюанс: с точки зрения науки, в первую очередь, физики, всех перечисленных оттенков попросту нет. И их существование для человека обусловлено целым рядом интересных явлений, да и само их получение оказывается весьма занимательным процессом. Вашему вниманию «восьмёрка» привычных цветов и оттенков, существование которых противоречит законам физики.
1. Пурпурный и его производные
Цвет, который не должен так выглядеть. /Фото: tamarisque.ru
Основная суть того, как мы воспринимаем цвета - это длина волн, которую каждый из них имеет. Так, вот, у пурпурного цвета, в сравнении с тем же фиолетовым, собственной длины волны вообще нет. А его получение требует смешивание двух цветов, а значит, двух длин волн — красного и синего. Получается, что с точки зрения науки, результат такого синтеза будет соответствовать длине волны в районе перехода между желтым и зеленым оттенками. Однако при этом мы видим всё-таки пурпурный, а не желто-зеленый.
Происходит так потому, что человеческий глаз способен различать только три основных цвета: красный, синий и зеленый. Что касается остальных цветов, то в их случае мозг попросту смешивает эти три цвета в разных комбинациях. По отношению к пурпурному он распознаётся при смешении красного и синего, при этом заменяется получившаяся комбинация желто-зеленого. Аналогичный механизм реализуется и других подобных оттенков, например, сиреневого или лилового. Просто в их случае мозгом отмечается большее количества одного из смешиваемых основных цветов: красного либо синего.
2. Розовый
История возникновения розового похожа на пурпурный. /Фото: damienmilay.com
В отношении розового цвета стоит уточнить, что он, как и пурпурный, также не обладает собственной длиной волны. И всё-таки мы и его способны прекрасно видеть. Это возможно за счёт того, что он излучает длину волны, которая соответствует красному цвету, то есть одному из трёх основных для человеческого глаза. Вот и получается, что с точки зрения физики, розовый цвет представляет собой попросту один их оттенков красного — красный, разбавленный белым, либо светло-красный цвет.
3. Коричневый
Коричневый напрасно считают близким к чёрному. /Фото: kartinkin.net
Большинство людей на вопрос, к какому цвету коричневый будет ближе всего, они ответят, что к черному, ведь они оба очень тёмные. А вот с точки зрения происхождения первого эти цвета оказываются очень далекими, потому что в реальности коричневый цвет является ближайшим «родственником» к оранжевому.
Для того, чтобы это продемонстрировать, обратимся к науке: так, по информации редакции Novate.ru, длина волны оранжевого цвета располагается в диапазоне от 585 до 620 нанометров, в свою очередь длина волны коричневого составляет 600 наноментров, то есть фактически последний и является просто очень тёмным оттенком первого. Поэтому для получения коричневого его стоит «трансформировать» из оранжевого, для чего будет достаточно добавить к нему любой темный цвет, такой как синий либо фиолетовый, однако лучшим вариантом в данном случае предсказуемо станет черный.
4. Черный и белый
Два монохромных цвета тоже имеют свои особенности. /Фото: cgmag.net
Рассматривая чёрный и белый цвета, прежде всего стоит упомянуть, что любой цвет является продуктом света, который, в свою очередь, состоит из электромагнитных волн разной длины. Когда свет попадает на какой-либо предмет, то его поверхность поглощает какую-то часть длин волн, а оставшуюся - отражает. Например, если человек наблюдает автомобиль красного цвета, то это означает, что его поверхность отражает длину волн, которая соответствует красному цвету, и при этом поглощает все остальные длины.
По этой логике было определено, что когда объект поглощает всю длину волны и ничего не отражает, то таким образом получается объект черного цвета, а при обратной ситуации — когда отражается весь свет - формируется белый. Вот только те черные и белые цвета, которые мы привыкли видеть, в реальности не являются ни чисто черным, ни чисто белым, так как в любом случае часть излучения всё же отражается от черного либо поглощается белым. Наука утверждает, что чисто белый цвет - это свет Солнца, который к тому же не проходит через атмосферу Земли. В свою очередь чисто черный можно разглядеть исключительно в черных дырах.
5. Вантаблэк
Самый чёрный цвет, который был получен человеком. /Фото: naked-science.ru
Несмотря на все утверждения официальной науки о том, где можно увидеть чисто чёрный цвет, ученые со всего мира постоянно пытаются его получить. Пока что наиболее приближённым оттенком является цвет под названием Вантаблэк (англ. Vantablack), который появился в информационном пространстве несколько лет назад. Однако он, как и любой чёрный цвет, который вообще возможно увидеть на Земле, фактически представляет собой очень-очень темно-серый оттенок.
Однако пока что Вантаблэк считается черным попросту за неимением еще более насыщенного цвета. Впрочем, и исследователи не оставляют попыток воспроизвести 100-процентный чёрный цвет, который можно наблюдать в черной дыре, то есть таковой, который поглощает абсолютно весь свет. Интересен также механизм получения оттенка Вантаблэк. По сути, он является не цветом, а материалом и представляет собой углеродные нанотрубки. Правда, они настолько хрупкие, что к ним невозможно даже прикоснуться. Поэтому, как бы не предлагали маркетологи, к примеру, покрасить автомобиль цветом Вантаблэк, это никак не сможет быть тот самый цвет.
6. Серебристый
Цвет, который на самом деле не цвет. /Фото: lavandaflor.ru
Обычно серебристый большинство из нас по привычке и аналогии с другими называют цветом. Вот только в реальности это не совсем корректное определение: так, цветом может именоваться только то, что получится воспроизвести при смешаивании доступных красок. А вот с серебристым такой приём не сработает, поэтому фактически он представляет собой оттенок.
Происхождение же серебристого оттенка определяется как серый цвет, в который был дополнительно добавлен металлический блеск. Получается, что в пигмент просто нужно добавить металл, без добавления которого цвет останется просто бледно-серым. Интересен и алгоритм достижения серебристого оттенка в цифровой живописи - там его получают за счёт манипулирования светом и тенью вокруг определённого объекта.
7. Золотистый
С цветом золота всё ещё интереснее. /Фото: buybackemas.my
Если рассматривать золотистый оттенок с точки зрения происхождения, то можно заметить, что оно фактически аналогично с серебристым, просто добавление мелкого блестящего металлического порошка, либо цифровое манипулирование оттенками и светом производится с жёлтым цветом. Вот только в эту схему совершенно не вписывается само золото, как материал, ведь по идее, этот металл также должен иметь аналогичный цвет с серебром, а он почему-то имеет желтый оттенок.
Ответить на этот вопрос поможет физика. Для этого нужно припомнить основную формулу энергии, E = mc², и держать в голове факт, что, как и любой другой предмет в природе, золото состоит из набора атомов. Однако электроны в атомах, составляющих золото движутся настолько быстро, что быстрее уже не получится. Таким образом, получается дополнительная энергия, однако она увеличивает массу материи, а не скорость движения электронов. В результате атомы либо поглощают более низкие длины волн, как, например, синий цвет, либо позволяют человеческому глазу улавливать более высокие длины волн, как жёлтый. В случае с золотом работает именно последний механизм.
8. Любые оттенки белого
По науке белый цвет только один. /Фото: tikkurila.ru
В отношении белого цвета официальная наука однозначно постановляет - у него вообще нет оттенков. Впрочем, на протяжении многих лет в моде остаётся популярной одежда или аксессуары, который определяются как «почти белый цвет». И ведь речь идёт вроде бы как раз об «оттенках» - молочном, экрю, кипенно-белом и др. Вот только они в реальности не могут называться оттенками белого - это просто распространённый, ставший привычным тренд на наименование.
Если же обратиться к алгоритму происхождения всех этих оттенком, то выяснится, что их получают путём добавления в большое количество белого цвета малого, но при этом различного объёма других цветов, например, жёлтого, коричневого и даже синего. Вот и получается, что, с точки зрения физики, такие цвета следует и называть соответствующе: «очень-бледно-желтый» вместо «молочный», «очень-бледно-коричневой» вместо «экрб» или «очень-бледно-голубой», вместо «кипенно-белым».
Интересное видео с нашего канала:
Хочешь узнать больше о том, как знания цветов и их свойств поможет в оформлении интерьера? Тогда читай: 6 интерьерных задач, которые легко решить с помощью грамотного подбора цветов