Космический бизнес в земных условиях.
Люди традиционно стремятся заработать побольше денег. А некоторых при этом очаровывает идея покорения космического пространства и космических путешествий. Неудивительно, что в истории были примеры, когда люди пытались заработать на такой нетривиальной теме, как космос
1. Судебное разбирательство о Марсе
Марсианский скандал.
Когда НАСА удалось посадить зонды Sojourner и Pathfinder на Марс, это стало для человечества большим шагом вперед. Но не все были в восторге. В 1997 году три йеменца подали на НАСА в суд за "незаконное проникновение на их частую территорию". В соответствии с заявлением йеменцев, они унаследовали планету от своих древних предков, которые жили на Марсе за 3000 лет до миссии НАСА. Они основывали свои претензии на непонятных ссылках в сабейской мифологии и либеральной интерпретации древних текстов.
Йеменский суд счел этих людей безумцами. Тем не менее, они потребовали встречи с послом США и попросили НАСА приостановить программу до достижения соглашения обеими сторонами. После этого йеменские власти пригрозили посадить махинаторов в тюрьму. Предприимчивые йеменцы прекратили попытки судебных разбирательств и начали пытаться продавать участки на Марсе по $ 2 за квадратный метр.
2. Тнува — молоко в космосе
Космонавты выбирают тнува.
Не исключено, что вскоре рекламные объявления будут встречаться по всему космосу. В 1997 году израильская молочная компания "Тнува" сняла свою рекламу на российской космической станции "Мир" с участием космонавта Василия Циблиева. "Тнува" хотела подчеркнуть своей рекламой исключительно высокое качество своего молока, которое "разрешено даже в космосе". Чтобы снять 90-секундный ролик, понадобилось девять месяцев и $ 450 000. Но оно того стоило — ролик стал первой коммерческой рекламой в космосе.
3. Продажа Лунохода-2
Продано мужчине в белом костюме.
В 1973 году Советский Союз отправил беспилотный космический корабль "Луна 21" на Луну, который нес на борту "Луноход-2". После приземления аппарата, Луноход-2 успешно работал в течение 4 месяцев, после чего вышел из строя. Проект был свернут и про Луноход никто не слышал 20 лет. В декабре 1993 года на аукционе Sotheby в Нью-Йорке было выставлено на продажу право собственности на "Луноход-2" и космический корабль "Луна 21". Их за $ 68 500 приобрел разработчик видеоигр Ричард Гэрриот.
4. Оплата за парковку
Бывает и так.
В 1996 году НАСА запустило миссию на небольшой астероид 433 Эрос. К астероиду был пристыкован зонд NEAR Shoemaker , который передал на Землю огромное количество информации для изучения. Однако, это привело также к курьезному случаю. За одиннадцать месяцев до приземления зонда некий Грегори Немитц якобы зарегистрировал свое право на астероид Эрос и в феврале 2001 года направил в НАСА счет за парковку аппарата NEAR Shoemaker на его собственности.
Он утверждал, что НАСА задолжал ему $ 20 за парковку зонда и требовал компенсацию за будущее пребывание космического аппарата на астероиде, поскольку НАСА не собирается его оттуда убирать. Конечно, НАСА отказалось платить что-либо, после чего Немитц подал в суд на агентство. Апелляционный суд в Сан-Франциско закрыл это дело, отвергнув претензии Немитца.
5. Uwingu
Распродажа Uwingu.
Кто бы не хотел бы иметь планету, названную его собственным именем? Поскольку все планеты в Солнечной системе уже давно получили свои имена, это казалось несбыточной мечтой. По крайней мере до тех пор, пока не были обнаружены планеты, вращающиеся вокруг других звезд. Эти экзопланеты обычно получают неинтересные имена, такие как "Кеплер 452б".
Компания Uwingu открыла конкурс, где за $ 0,99 (впоследствии цена была поднята до $ 9,99) любой желающий мог предложить другое название для любой экзопланеты. Затем якобы запускалось голосование и побеждало название, собравшее больше всего голосов (причем, голоса также были платные и стоили $ 0,99). Во время сбора средств компанией оказалось, что это афера, поскольку названия астрономические названия нельзя изменять. Тем не менее, владельцы Uwingu придумали новую схему. Теперь они продают права на переименование кратеров (самый маленький кратер стоит $ 5). Стоит отметить, что официальная наука эти новые названия не признает.
6. Космический билборд Лёвенского католического университета
Тот самый билборд.
Трио бельгийских исследователей космоса из Лёвенского католического университета решили сделать рекламу университета в космосе. Для этого они решили создать первый в мире космический билборд. Эти рекламные щиты будут размещены на одной из сторон спутника под названием "CubeSat", который разработан студентами университета. Спутник имеет вид небольшой коробочки, а это означает, что размер рекламного щита будет составлять около 8 × 8 см. Вполне очевидно, что подобные рекламные щиты будет невозможно увидеть с Земли, но ряд крупных компаний (в том числе Microsoft) уже вложили деньги в проект.
7. Капсула Pocari Sweat. Lunar Dream Capsule
Больше рекламы.
Японская компания Otsuka Pharmaceutical планирует запустить рекламную кампанию своего напитка Pocari Sweat, доставив его на Луну. Инженеры разработали специальную банку, в которой содержится Pocari Sweat в виде порошка. Кроме того, внутри банки будут содержаться сообщения от детей Земли (которые будут записаны на 120 титановых пластинках). Эту своеобразную капсулу времени планируется запустить на ракете SpaceX в начале 2016 года. Если все пойдет по плану, Otsuka Pharmaceutical станет первой частной компанией, объект которой будет размещен на Луне.
8. Реалити-шоу в космосе
За иллюминатором.
Ценность и польза телевизионных реалити-шоу очень спорная, но фактом является то, что они изменили отношение людей к просмотру телевизоров. Различные компании уже вовсю планируют транслировать реалити-шоу, в которых будет показываться повседневная жизнь людей, отправившихся в космос. Наиболее известными из подобных проектов шоу являются Space Race (в котором будет показана борьба участников за билет на борт коммерческого космического челнока Virgin Galactic SpaceShipTwo) и Mars One (в котором должны показывать подготовку астронавтов, отправляющихся на Марс, а затем их высадку на Красную планету).
9. Мишка Specsavers
И снова реклама.
Когда "Тнува" сделала свой знаменитый рекламный ролик молока, он показала ранее неизвестные возможности для компаний, у которых есть достаточно денег, чтобы сделать рекламу в космосе. Главной из них является Specsavers, международная компания оптометрии. В 2011 году Specsavers запустила забавную рекламу на космическую тематику, в который астронавт потерял свои очки. Сейчас Specsavers планирует запустить пару своих очков в космос в рамках новой рекламной кампании. Чтобы сделать это, компания запустит серию воздушных шаров с плюшевым мишкой, на котором одеты очки Specsavers.
10. Деннис Хоуп
Деньги из ничего.
Одним из самых успешных мошенников, торгующих космической недвижимостью, является Комиссия лунного посольства Денниса Хоупа. После основания своей компании в 1995 году, Хоуп начал продавать 1-акровые участки на Луне по $ 20. Он утверждал, что каждый участок богат гелием, который стоит около $ 125 000 за унцию. Очевидно, что это идет вразрез с международными договоренностями о том, что Луна не может ничьей частной собственностью.
Однако не все коммерсанты пытаются лишь нажиться на космосе, некоторые грезят его исследованием и освоением. Так, компания SpaceX представила первый корабль для полета на Марс, который могут принять «на вооружение» уже в ближайшие годы.