На некоторых исторических снимках можно увидеть интересную особенность: многие китайские мужчины более 200 лет носили косу на выбритой голове, но, увы, не из-за желания быть красивыми или модными, а из-за исторически сложившейся необходимости. На востоке коса была особенно важна для военных лидеров в древности по различным причинам. Коса использовалась для создания определенных причесок или символов на голове, которые могли служить идентификацией воинов на поле боя. Но с китайскими мужчинами дела обстояли совсем иначе.
Взглянув на различные фото изображения, можно заметить китайцев с необычными и идентичными укладками волос. У этих мужчин передние части голов обычно были лишены волос, тогда как на затылке локоны свивались в длинные косички. Этот стиль был не просто модной тенденцией, а частью культурного наследия, сохраняющегося с семнадцатого по начало двадцатого века. Причины, по которым китайские мужчины предпочитали такие прически, имеют свою ветку в истории и связаны с регионом Маньчжурия.
Маньчжурия — исторический край на северо-востоке Китая, который включает в себя провинции Ляонин, Цилинь, Хэйлунцзян и восточную часть Внутренней Монголии. В прошлом Маньчжурия была центром маньчжурской империи, которая правила Китаем с середины семнадцатого по двадцатый век. Она имеет уникальную культуру и историю, которая отличается от других регионов Китая.
Маньчжурия /Фото:andrew-vk.narod.ru
Прежде чем маньчжуры пришли к власти, китайцы предпочитали носить волосы распущенными или собранными в узел на верхушке головы, что можно увидеть в киноленте «Битва у красной скалы». Распущенные волосы носили люди, как правило, высокопоставленные, императоры или чиновники, а собранные в хвосте или пучок низших сословий, чтобы они не мешали в работе. То же самое касается, кстати, и длинных рукавов.
С нашествием маньчжуров в 1644 году, которые свергли династию Мин и заложили основы своего правления в виде династии Цин, начался процесс жёсткой ассимиляции китайского населения. Маньчжуры, как и многие северные кочевники, стремились утвердить свои обычаи среди завоёванных народов.
Айсиньгиоро Доргон/Фото:calendarz.com
На заре 21 июля 1645 года Айсиньгиоро Доргон, регент маньчжурского происхождения и де-факто управляющий империей Цин, выпустил историческое постановление, касающееся «надлежащего стиля волос китайских подданных»:
Он ввел обязательные изменения в образ жизни всех мужчин в Китае, обязав их носить традиционные маньчжурские и кочевые племенные прически, известные как бянь-фа. Независимо от социального статуса, рода занятий или места проживания, каждый мужчина должен был соблюдать это правило, за исключением монахов. Бянь-фа представляла собой прическу из трех заплетенных косичек, расположенных на затылке или макушке. При этом волосы на лбу и висках должны были быть обязательно бритыми.
Это была необходимая мера /Фото:thechinaproject.com
Изменение прически, в частности удаление косички или создание хвостов, пучков и других стилей, было запрещено законом. Любой акт срезания косы или отказ от бритья волос в определённых областях головы считался актом неповиновения новой власти и влек за собой самое строгое наказание — обезглавливание.
Введение маньчжурами политики «предписанных причёсок» на подконтрольных им землях оказалось действенным методом для скорейшего внедрения подданства среди китайцев и установления полной власти, полного подчинения. Такие указы были просты в издании, несложны для обеспечения исполнения и удобны для контроля их соблюдения специальными органами.
Так заставляли выглядеть всех /Фото:sutori.com
С введением законодательства о «надлежащих прическах китайских мужчин», маньчжурским военнослужащим, осуществляющим патрулирование городских улиц, загородных трасс и сельских населённых пунктов, не составляло труда выявлять тех китайцев, которые подчинились предписаниям Цинской династии, и тех, кто продолжал оказывать сопротивление. Всё было на виду.
В шестом веке для племенных маньчжуров причёски бянь-фа были традиционным атрибутом, в то время как для большей части покорённых китайцев ношение подобной прически рассматривалось как унизительный акт, попытка полностью поработить их, согласно сохранившимся летописям того времени, люди были очень этим оскорблены.
Но были и недовольные /Фото:vespig.wordpress.com
Прежде чем маньчжуры завоевали Китай, китайцы ценили свои длинные волосы, создавая из них разнообразные причёски, завязывая в самых разнообразных стилях хвосты или закалывая. Учение Конфуция о теле, как о ценном подарке от родителей, поддерживало идею неотъемлемости каждой его части, включая волосы. В то время длинные волосы были символом силы и набожности. Поэтому обрезание волос воспринималось как акт варварства среди местного населения.
Введение маньчжурами обязательной прически для всех китайцев со временем привело к нежелательным последствиям. Вместо сплочения империи, предписания относительно внешности спровоцировали солидарность среди китайской оппозиции, вынудив маньчжурских правителей усиливать своё господство на протяжении многих кровопролитных лет.
Обычные китайские купцы, земледельцы, учёные и мастера столкнулись с тем, что принудительное ношение презираемой ими причёски бянь-фа стирало границы между просвещёнными жителями Китая и кочующими маньчжурскими захватчиками, иначе их так и не начали воспринимать. В знак сопротивления многие из них отказывались подчиняться требованиям о стрижке, собирались в сообщества и сопротивлялись арестам со стороны военных, стремившихся насильно привести их в соответствие с новыми правилами.
В истории известен один эпизод, датируемый 1647 годом, когда один уважаемый мужчина был задержан за открытое неподчинение маньчжурским законам. Маньчжуры предложили ему прощение всех нарушений в обмен на публичное соблюдение их требований — подстричься и принять прическу бянь-фа. Однако аристократ отказался, заявив: «Отсечь мою голову — не трудно, но заставить меня сбрить волосы — невозможно». За такое пренебрежение он был казнён на одной из площадей Пекина.
Других жестоко наказывали /Фото:dzen.ru
К 1683 году династия Цин установила свой порядок по всей территории Китая. Привычная для нас прическа бянь-фа, или косичка, стала неотъемлемой чертой мужского населения и легко узнаваемым символом китайской культуры до конца девятнадцатого и начала двадцатого веков. Однако, многие китайцы до сих пор считают прически бань-фа символом маньчжурского угнетения китайцев.
В течение двух-трех десятилетий после введения указа казни за отказ соблюдать маньчжурские законы о прическе стали повседневной реальностью по всему Китаю. Тысячи мужчин, представляющих различные слои общества и возрастные группы, были казнены.
Китайцы до сих пор ненавидят эти причёски /Фото:vespig.wordpress.com
Длинная «маньчжурская» коса стала своего рода фирменным знаком, отличительной чертой китайцев. Однако эта прическа изначально не была исконно китайским атрибутом, а являлась символом покорности правившей тогда маньчжурской династии Цин. Поэтому многие жители Поднебесной испытывали к ней неприятие. Ярким примером тому может служить Синьхайское восстание 1911-1912 годов. К тому времени влияние династии Цин значительно ослабло, ведь в 1910 году Япония сделала Корею своей колонией. Китайцы опасались, что с их страной может произойти нечто подобное.
Описанные события стали катализатором для восстания в Ухане, которое заложило основу для различных изменений в Китае и последующего свержения династии Цин. В знак протеста против многовекового гнёта маньчжуров многие несогласные жители обрезали презираемые косы, которые служили напоминанием о позорном подчинении их народа иностранным захватчикам.
Династия Цин /Фото:chillywilly.club
В итоге все эти события привели к свержению династии Цин, и новая Китайская Республика запретила маньчжурские прически. С тех пор китайцы прекратили носить их. На самом деле, за свою 3500-летнюю историю, китайцы носили такие прически всего лишь 266 лет, что является относительно коротким периодом времени в их огромной истории.
Но, всё же это факт истории /Фото:chukcha.net
Китай пережил много интересного - Для чего архитекторы Великой Китайской стены спроектировали в ней 130 скрытых дверей