Какие изменения в конструкции автомобиля разрешены законодательством?/ Фото: autotonkosti.ru
Если несколько лет назад сотрудники Государственной автоинспекции вполне лояльно реагировали на незначительные доработки в конструкции автомобилей, ограничивая лишь замену силовых агрегатов и важных узлов, влияющих на безопасность эксплуатации транспортного средства, то сейчас ситуация существенно поменялась. И чем дальше, тем больше требований со стороны ГИБДД предъявляется к любым вмешательствам в конструкцию автомобиля. Список ограничений расширился после вступления в силу постановления №413, где подробно описаны все правила внесения изменений.
1. Для чего регистрировать изменения в машине
Автолюбители должны соблюдать определенный технический регламент/ Фото: sputnik-service.com
В российском и зарубежном законодательстве любое транспортное средство является источником особой опасности. В связи с этим к нему и его составляющим узлам предъявляются строгие требования, включающие соответствие установленным стандартам безопасности. В РФ есть общепринятые стандарты, принятые в 2011 году, которые распространяются на стран-членов Таможенного союза. Они регулярно пополняются новыми пунктами и отражаются в техническом регламенте «О безопасности колесных транспортных средств».
Любая машина, которая относится к моделям серийного производства, перед поступлением на рынок проходит обязательную сертификацию, подтверждающую соответствие определенным стандартам и требованиям безопасности.
А так как серийная продукция является унифицированной, то в ходе проверки нескольких тестовых образцов комиссия выдает «Сертификат соответствия типу транспортного средств», который распространяется на все автомобили конкретной марки, модели и партии.
И если ценитель всевозможного тюнинга или переработки авто под езду по бездорожью берет конкретную серийную модель и дорабатывает ее под свои предпочтения и запросы, внедряя различные конструктивные изменения, это лишает возможности формально доказать соответствие ТЗ установленным стандартам.
Повторно получить сертификат можно только после комплексного исследования измененной конструкции, для проведения которого придется привлечь специалистов.
2. В каких случаях доработки можно не регистрировать
Противотуманные фары, установка которых предусмотрена заводом, регистрировать не обязательно/ Фото: avtovzglyad.ru
В законе «О безопасности колесных ТС» в пункте 77 подробно описаны случаи, когда переделка конструкции не требует переосвидетельствования. Это касается установки совместимых деталей, которые предназначаются конкретно для этой модели и марки и имеют подтверждающие документы.
То же самое касается расходных материалов, которые подвергаются замене по причине износа. Если при проведении ремонтных работ происходит замена рулевых тяг на точно такие же детали или с идентичными характеристиками, естественно, это не придется подтверждать документально.
Разрешается доукомплектовать автомобиль дополнительными деталями, которые указаны в технической документации к ТС и бумагах к оборудованию, но фактически отсутствуют. Это касается противотуманных огней, которые могут предусматриваться заводом, но не устанавливаться на машину по причине бюджетной комплектации. В таком случае «противотуманкки» можно доустановить самостоятельно, используя соответствующие посадочные места и крепежные элементы.
Также важно использовать совместимую оптику, а не китайский ксенон или другие нештатные фары. Но вот если у вас возникнет желание превратить свой бюджетный седан в вездеходный японский внедорожник, то это будет рассматриваться как серьезное вмешательство в конструкцию ТС.
Вся сложность заключается в том, что пункт 77 имеет не полную и неточную формулировку. В нем указаны допуски на монтаж совместимых компонентов, что можно расценивать как разрешение и для конкретной модели, и конкретного экземпляра.
В любом случае, владельцу транспортного средства нужно учитывать, что даже малейшие доработки могут расцениваться как вмешательство в конструкцию, на фоне которого сотрудники ГИБДД вправе запросить разрешение на переделки.
3. Что нельзя менять в машине
VIN-код автомобиля должен четко читаться/ Фото: driver-helper.ru
В первую очередь следует учитывать, что нельзя применять доработки к машинам, находящимся в угоне или имеющим определенные ограничения. Лучше подождать, пока все санкции будут сняты, или найти более перспективный и юридически «чистый» экземпляр для проведения доработок.
В техническом регламенте подробно описан пункт, запрещающий регистрировать автомобили с существенными переделками, способными повредить или уничтожить ВИН-код транспортного средства. Еще вне закона оказываются изменения, влияющие на максимальную массу или параметры колесной базы транспортного средства. В данном случае показатели бывают выше, чем в действующих сертификатах к транспортному средству.
Запрещено производить замену кузова или его компонентов теми деталями, которые не предусмотрены заводом. Это доставляет ряд неудобств поклонникам тюнинга, которые часто не ограничивают себя в полете фантазии и идеях. Также не допускается монтаж грузоподъемного оборудования на машины, где оно не признано совместимым.
4. Какие доработки требуют обязательной регистрации
Ряд доработок машины необходимо регистрировать/ Фото: avtozakony.ru
В этом вопросе для талантливых тюнингистов мало приятных моментов: перечень внештатных компонентов и деталей, которые нужно регистрировать в соответствующих структурах, очень обширный и включает большую часть узлов и систем транспортного средства.
Отметим, что получать разрешение придется и при желании убрать что-то из машины. Ведь по логике, в таком случае автомобиль перестает соответствовать заводской конструкции, установленной заводом.
Двигатель
Автомобильный мотор/ Фото: avtocod.ru
Малейшие изменения, затрагивающие силовой агрегат, потребуют его повторной проверки и получения документального разрешения. То же самое касается чип-тюнинга, который рассматривается сотрудниками ГИБДД как вмешательство и изменение конструкции двигателя. Также под новые правила подпадает установка газобаллонного оборудования.
Кузов и колеса
Изменения колес также обязательны к регистрации/ Фото: zr.ru
Монтаж тюнингованных бамперов, подкрылков, порогов и обвеса, в том числе с экранами на крыше, плавниками и лайтбоксами, требует обязательной легализации. Еще в эту группу входят нештатные шины и колеса, если их радиус и типоразмер не прописаны в технической документации к машине. Кроме того, вам придется регистрировать даже сторонние болты, которые тоже входят в требования технического регламента.
Навесное оборудование
Передний силовой бампер/ Фото: puzoterok.net
Силовые бамперы, лебедки и прочие атрибуты оснащения внедорожников нуждаются в разрешении на установку. Спорные вопросы вызывают фаркопы и багажники на крышу. В данном случае все зависит от типа дополнительной системы и специфики ее монтажа.
Если говорить о кустарных изделиях, которые напрочь привариваются к кузовной раме, то это явный признак серьезного изменения конструкции транспортного средства. И здесь уже не получится обойтись без получения соответствующих разрешений.
Если же фаркоп есть в официальной документации к автомобилю, но отсутствует в конкретной комплектации, его можно докупить как опцию. Но важно найти такую деталь, которая допускается к монтажу и имеет разрешающие сертификаты.
Схожая ситуация с боксами для вещей, которые фиксируются на крышу без соответствующих рейлингов. Если же автомобиль укомплектован специальными вставками для верхнего багажника, получать какие-либо дополнительные разрешения не придется. Но в данном случае действует тот же принцип, что и с прицепными деталями: разрешается использовать исключительно те комплектующие, которые имеют соответствующую сертификацию и допуски к монтажу на конкретной модели и марке авто. Большинство багажников на крышу поставляются с такой документацией.
5. Как получить разрешение на вмешательство в конструкцию автомобиля
Получение разрешения предполагает прохождение экспертизы/ Фото: urallab.com
Чтобы легализовать изменения конструкции, потребуется провести предварительную экспертизу. И это касается как уже внесенных доработок, так и планов по их реализации – важно проконсультироваться со специалистами по получению соответствующих разрешений.
В ходе ряда исследований они определят степень безопасности транспортного средства после переделки. В разных регионах есть соответствующие испытательные лаборатории, имеющие аккредитацию и допуски к проведению экспертиз.
Чтобы проект был взят на оценку, кроме документов на автомобиль и собственного удостоверения личности, потребуется предоставить заполненное заявление. К нему нужно приложить техническое описание проекта (рекомендуется со всеми чертежами, расчетами и другой документацией). На любой из заменяемых агрегатов нужны сертификаты соответствия.
Представители лаборатории тщательно ознакомятся с предоставленными документами и выдадут один из трех вариантов заключения со всеми юридическими обоснованиями.
Вероятность отказа от легализации возможна только в тех случаях, если автомобиль после переделки будет технически небезопасным. При таких обстоятельствах владельцу могут вернуть проект с просьбой внести изменения. Здесь уже потребуется получить рекомендации специалистов о том, как правильно это сделать, чтобы пройти повторную регистрацию. И после дополнительных доработок все изменения будут приняты.
Если речь идет о предоставлении лаборатории только проекта, эксперты могут дать определенные рекомендации о том, кто и каким образом может выполнить работы, а также какой комплекс мероприятий можно осуществить самостоятельно.
Интересно также узнать про 8 самых доступных китайских кроссоверов в России в начале наступившего года.