Деревянный конструктивизм – один из самых необычных архитектурных стилей, образцы которого вызывали споры среди специалистов и одобрение в период строительства социализма, ведь появление таких объектов как бараки и дома-коммуны стали спасением для самих строителей. Но не только этими временными архитектурными формами могли похвастаться конструктивисты Страны Советов, которые вместо бетона, стали и стекла использовали дерево для создания новаторских шедевров.
1. Истоки деревянного конструктивизма
«Махорка», Чагода, бараки: неоднозначные образцы деревянного конструктивизма Страны Советов. | Фото: perito.media.
В Российской империи главным строительным материалом оставалось дерево. Даже в начале XX века Санкт-Петербург оставался единственным городом в государстве, где можно было увидеть преимущественно каменные сооружения. Во всех остальных селениях, включая Москву, преобладали деревянные здания. Появление новых течений в искусстве и архитектуре прогрессивных архитекторов толкало на создание новаторских объектов из того, что было самым доступным по стоимости и изобилию выбора.
Яркие примеры конструктивизма, ставшие эталоном деревянного зодчества первой четверти XX века.
Взять, к примеру, конструктивистов, которые в тот период особо пылко активничали и старались внедрить новые веяния в возводимые объекты. За неимением бетона, достаточного количества стекла и стали они пытались экспериментировать, используя дерево. Такое положение вещей было как в царской России, так и при советской власти. В 1920-х молодая Страна Советов только становилась на ноги и было не до буржуазных изысков, особенно если дело касалось обеспечения жильем большого количества рабочих, участвовавших в реализации грандиозных проектов. Хотя жилищным строительством дело не обошлось.
2. Павильон «Махорка» – впечатляющий образец конструктивизма, вызвавший горячие споры и даже протест
Знаменитый павильон «Махорка», построенный для рекламирования табачных изделий на Всероссийской сельскохозяйственной и промышленно-кустарной выставке 1923 года. | Фото: perito.media.
Несмотря на расхожее мнение, что в Советском Союзе не допускались вольности и совсем не приветствовалось стремление иметь индивидуальность, на просторах страны то и дело появлялись уникальнейшие архитектурные образцы, которые были носителями модных направлений. Взять, к примеру, павильон «Махорка», построенный в рамках проведения Всероссийской сельскохозяйственной и промышленно-кустарной выставке 1923 года. Руководители российского Махорочного синдиката хотели выделиться на мероприятии с помощью строительства просторного павильона, где могли выставить все свои образцы, завлекая посетителей.
Павильон «Махорка» был признан образцом нового течения, который внес разнообразие и стал примером для подражания (вид сзади). | Фото: perito.media.
Для составления проекта простенького, как виделось заказчикам, сооружения был приглашен молодой архитектор Константин Мельников, который предложил построить замысловатый многоэтажный объект с наружными лестницами и разноуровневыми выступами. Табачники были просто в ужасе от того, какие эскизы представил сторонник конструктивизма, которому предстояло работать не с железобетонными конструкциями, а с деревом. Неожиданно для всех сумасшедшую идею поддержал главный куратор выставки Алексей Щусев, который к тому времени был уже признанным архитектором, к чьему мнению прислушивались.
Вход на территорию, где проходила Выставка выполнен в духе русского авангардизма. | Фото: news.obozrevatel.com.
Благодаря его вмешательству проект одобрили и жители Страны Советов (те, кому посчастливилось побывать на Всероссийской выставке) смогли увидеть необычное для тех времен строение хоть и временное. Несмотря на то, что все павильоны в 1923 г. потеряли свой прежний лоск и являлись уникальными сооружение, но все же «Махорка» (именно так назывался павильон Махорочного синдиката) стала символом обновленного отношения к проектированию и строительству.
После того, как узнали о неординарном проекте павильона Махорочного синдиката, многие архитекторы изменили формы выставочных площадок других участников.
Конструкционные особенности: Павильон «Махорка» впечатлял масштабными геометрическими объемами «зависшими» в воздухе в своеобразном порядке, асимметричными архитектурными деталями, вертикальным ленточным остеклением, скошенной односкатной, устремленной ввысь крышей, фасадом, украшенным наружными винтовыми лестницами, ведущими в отдельный модуль. Глядя на такой архитектурный шедевр, посетители даже не замечали, что нет помпезного декора, ведь эффектное сочетание блоков, имеющие разную форму и установленных в необычном порядке, а также масштабное остекление ярко выделялось среди других павильонов, не говоря о том, какие здания народ мог видеть на улицах городов и сел.
В 1923 годы павильоны отличались особым стилем, который позже повторили в проектах реальных объектов. | Фото: news.obozrevatel.com.
Деревянные павильоны выглядели вполне достойно и привлекательно несмотря на то, что отсутствовал напыщенный декор. | Фото: news.obozrevatel.com.
К сожалению, ни павильон «Махорка», какой бы фурор он не произвел, ни другие строения не были сохранения, ведь для проведения выставок возводятся временные объекты, которые не сохраняются (хотя и случались исключения). Единственное, что павильон «Махорка», в качестве самого яркого примера деревянного конструктивизма, который появился на просторах советской России, внесли в учебники для отраслевых ВУЗов, также его описание и фотографии встречаются в искусствоведческих монографиях.
3. Город-сад Чагода – яркий пример «утопического» конструктивизма
Проект стекольного завода в Чагоде, разработанный Ноем Троцким, и как он выглядит сейчас.
Для советских архитекторов были не чужды идеи зарубежных коллег, которые они умудрились воплотить в жизнь, правда, в несколько урезанном варианте, но все же. Речь идет об утопическом проекте Эбенизера Говарда, заключавшемся в строительстве города-сада, утопающего в зелени и олицетворяющем идиллическую жизнь в населенном пункте новой формации. Эта концепция была очень популярной идеей в Великобритании в начале ХХ века. В 20-х же годах, вдохновляясь проектом урбаниста-утописта Говарда, советский архитектор Ной Троцкий спроектировал образцовый конструктивистский город-сад, точнее сказать, рабочий поселок, который был построен в 1926–1932 годах.
Макет стекольного завода и планировка рабочего поселка Чагода, разработанный Ноем Троцким. | Фото: newsvo.ru.
Естественно, советское поселение отличалось от прототипа, ведь строили его не для райской жизни, а для работяг стекольного завода, поэтому именно промышленное здание и стало ключевым объектом. Вместо того, чтобы улицы сходились к центральной площади, где располагались основные общественные учреждения города, в советском варианте они все вели к проходной. Да и домишки явно оказались меньше и проще, особенно если речь шла о жилище для рабочих, а не для элиты – инженерно-технических работников (ИТР) и руководителей завода.
Жилые дома, построенные в стиле конструктивизма до сих пор можно увидеть в поселке Чагода и они вполне еще обитаемы.
Деревянные дома, построенные в рабочих поселках при больших фабриках и заводах на просторах Советского Союза.
Чагода, так назвали рабочий поселок, появившийся на берегу одноименной реки, был построен в стиле деревянного конструктивизма, ведь дерево в Вологодской области было более чем доступным материалом, да и работать с ним могли даже простые крестьяне. Хотя тотальная экономия нарушила даже многовековые традиции возведения срубов. Чтобы максимально ускорить процесс строительства, ведь страна так нуждалась в оконном стекле, что не было время затевать грандиозные и основательные работы.
Многоквартирные дома для рабочего класса строили двухэтажными, чтобы сэкономить на фундаменте.
Дома для ИТР персонала и руководителей завода были более привлекательными и просторными.
Авторы Novate.ru, хотели бы обратить внимание на то, что рабочий поселок, как и несколько других подобных населенных пунктов на просторах Страны Советов сохранились до наших дней, правда, образцовых конструктивистских сооружений практически не осталось. Сказались ускоренные методы строительства и недолговечность дерева, сохранность которого нужно все-таки периодически поддерживать. А если говорить о заводе, то временную деревянную структуру вскоре заменили на кирпичные корпуса, ведь они более надежны и устойчивы, затем и они несколько раз перестраивались. А вот некоторые жилые дома для рабочих, рассчитанные на четыре квартиры еще можно увидеть, и даже узнать ленточное вертикальное остекление, предусмотренное в подъездах на лестничных маршах, да и чердачные витражи, в которых виднеются фрагменты пятиконечных звезд.
Дом-коммуна в поселке Чагода. | Фото: newsvo.ru.
Дом-коммуна на улице Революции №11 признан объектом культурного наследия, но это пока не спасает его от разрушения. | Фото: © Сергей Корнеев.
Интересный факт: Дома для ИТР элиты были рассчитаны на две семьи и выглядели они очень даже привлекательно. Два, объемных треугольника, соединенных друг с другом, имели два уровня, причем фасады верхнего уровня хоть и были деревянными, но доски укладывались в виде елочки, что выглядело довольно привлекательно. Хотя самой уникальной постройкой населенных пунктов, появившихся вокруг предприятий (город-сад в Иванове, рабочий поселок Шатурской ГРЭС, поселок при заводе ГАЗ и др.) считаются образцовые дома-коммуны, большинство из которых в наше время признаны объектом культурного наследия России. Они чем-то напоминают эффектный павильон «Махорка», но все же каждый из них имеет оригинальные черты, которые действительно выделяют их на фоне типовой застройки, имеющей громкое название – конструктивистская. К сожалению, уникальные памятники архитектуры в большинстве случаев заброшены, ветхие сооружения постепенно разрушается, хотя и имеют статус культурного наследия.
Трансформация деревянных домов, построенных в конструктивистском стиле.
4. Энтузиазм, романтика, бараки
Массовое строительство бараков началось в 1920-х еще во времена НЭПа.
Вплоть до середины 60-х годов в СССР не практиковалось массовое жилищное строительство, государство беспокоилось лишь о промышленных предприятиях и домах для партийной элиты, руководителей заводов, ИТР персонала высшего эшелона. Начало экономического возрождения и реализация грандиозных проектов требовали огромное количество жилья. Особенно остро этот вопрос стоял в период индустриализации, когда народ сотнями тысяч ввозили в города, вначале для строительства заводов и электростанций, а затем и для работы на них.
Бараки для строителей зачастую мало отличались от убогих казарм.
В 1920-30-х гг. от строителей требовали не столько мастерства, сколько максимальной скорости, ведь прибывающую на стройки рабочую силу нужно было расселять и кормить в более и менее приемлемых условиях (учитывая климатические условия большинства регионов бескрайней Страны Советов). Именно в ту пору деревянный конструктивизм достиг наивысшего расцвета, приоритетными были простота форм, дешевизна материалов, отсутствие декора, сжатые сроки строительства, при этом абсолютно не требовалось высокой квалификации рабочих бригад-строителей.
Семейные бараки были куда уютней, по крайней мере у каждой ячейки общества была своя комната.
Точно так же, как и в случае с рабочим поселком Чагода, старались упростить, удешевить и ускорить процесс возведения строений, получивших название бараки (от фр. baraque — лачуга или итал. baracca — хижина), которые считались быстровозводимым временным жилищем и больше походили на казармы, нежели на жилой дом. «Усовершенствования» доходили практически до абсурда и чем дальше от столицы и центральных городов велось строительство, тем проще и ненадежней становились бараки, все зависело от руководства области или завода и от выделяемых сумм на местах, поскольку государство не финансировало даже это убогое жилье.
В 1930-е годы в период индустриализации строительство бараков по упрощенной технологии достигло наивысшего расцвета.
Случалось, что из-за ошибки или чрезмерной экономии, строения в один миг превращались в груду бревен и приходилось все начинать с нуля, но на такие мелочи никто не обращал внимание, главное было вовремя выполнить пятилетку и отчитаться. А дальше маячили огни коммунизма, при котором все будут жить в идеальных условиях, правда, никто так и не знал в каких, но свято верили, что так и будет, ведь даже по советским нормам барак считался временным жилищем и срок эксплуатации не должен был превышать 10-15 лет.
Временные бараки стали вечной проблемой советской власти, особенно в глубинке.
Но жизнь не раз доказывала, что ничто не бывает таким постоянным как временное и многие рабочие семьи прожили в этих бараках как минимум до 60-х годов с общей кухней, одним краном с холодной водой (если в населенном пункте был водопровод) и общим туалетом (чаще на улице). А вот о ванной и речи не было, все посещали общественные бани, которые также строили в популярном в те времена конструктивистском стиле. Справедливости ради, стоит отметить, что в глубинке остались еще вполне обитаемые строения барачного типа, правда, большинству владельцев пришлось изрядно постараться, чтобы приспособить их к современным нормам жизни.
Из нашего видео можно узнать, зачем бетонные заборы вокруг складов и промышленных предприятий украшали ромбами:
В советскую эпоху старались внедрять в жизнь масштабные проекты, подчеркивая достижения социализма. К сожалению, не все концепты удалось реализовать, как минимум 12 из них точно могли бы поменять облик столицы.