Какие шины лучше – узкие или широкие?
Замена автомобильных шин – важная часть обслуживания, с которой приходится сталкиваться каждому водителю. От выбранных шин зависит весь ваш опыт вождения – они влияют на управляемость автомобиля, скорость, с которой вы можете двигаться, и условия, в которых вы можете ездить.
Но самое главное, они влияют на безопасность. Многие полагают, что самый широкий кусок резины, который они могут обернуть вокруг своих колес – это идеальный выбор. Но лучшая шина – это не универсальный элемент, который подходит всем. Любая шина имеет свои преимущества и недостатки и оптимально подходит для разных стилей вождения.
1. Широкие шины против узких
Машина с широкими шинами в снегу/ Фото: avto-oblast.ru
Современные автомобильные шины – это гораздо больше, чем просто резиновые камеры. Существует множество версий, отличающихся рядом параметров, в том числе и размерами. Они напечатаны в виде последовательности чисел на внешних боковых стенках. Выглядит это примерно так: 195/65 R 15 91 H.
Шина такого размера имеет ширину 195 миллиметров, что обозначено первой цифрой. Кроме того, расстояние от протектора до края обода составляет ровно 65% ширины шины, то есть 126,7 миллиметра (высокий профиль обеспечивает большую защиту, более комфортное вождение и продлевает срок службы колёс. С другой стороны, низкопрофильная шина более подвержена повреждениям, но смотрится красивее и обеспечивает лучшую управляемость). R указывает на тип шины, в данном случае это радиальная. 15 – диаметр обода.
Маркировка шины/ Фото: kolesa74.ru
Следующие две части информации труднее понять, потому что они относятся не к размеру шины, а к рабочим характеристикам. 91 – индекс нагрузки – показывает, какой вес может быть загружен на одну шину. Но это индекс, а не килограммы, поэтому значение 91 здесь означает нагрузку до 615 кг – следовательно, вес всего автомобиля не должен превышать 2460 килограммов при идеальном распределении массы.
Последнее значение, индекс скорости, указывает на максимальную скорость, для которой разрешено использовать шину. Шины с пометкой «H» развивают скорость 210 км/ч, прежде чем рискуют превратиться в резиновое конфетти.
Ширина резины важна для сцепления с дорогой. Широкие шины менее экономичны, но большая площадь соприкосновения дает больший контакт с покрытием, поэтому они лучше подходят для мокрых дорог. Узкие тоже не могут быть идеальными для всех условий. Они менее цепки, но меньшая площадь контакта позволяет лучше справляться с заснеженными поверхностями и обеспечивает меньше шума во время движения. Что из этого лучше? Ответ зависит от ваших личных ожиданий.
2. На что нужно обращать внимание
Ряды шин в магазине/ Фото: igres.ru
Найти подходящие шины просто, потому что правильный размер указан в сопроводительных документах вашего автомобиля. Поэтому, когда понадобится новый комплект, просто купите аналогичный. Но если по какой-либо причине вам нужны шины другого размера, учтите несколько важных моментов:
Универсальной формулы не существует, потому что даже внутри модельного ряда, в зависимости от версии, могут быть серьезные различия. «Правильные» колёса подбираются в зависимости от марки, модели и комплектации, конструкции шасси и подвески, длины колесной базы, переднего-заднего баланса и многих других факторов. Учитываются также сопротивление воздуху (вызванное и шинами, и выступающими деталями кузова), и характеристики двигателя, и стандарты безопасности.
Автомобиль с широкими шинами/ Фото: noornews.net
Да, чем шире протектор, тем устойчивее машина, ибо площадь соприкосновения с дорогой увеличивается. Но то, что эффективно для кемперов с высоким центром тяжести – в частности, для подавления наклона (крена) кузова на поворотах – не будет столь же значимым для легкого приземистого седана.
У быстрых спортивных автомобилей часто очень тонкие и широкие шины, у тяжелых внедорожников – широкие и массивные. Надо понимать, что поведение машины нельзя объяснить только шириной протектора. Для бездорожья требуется иная резина, чем для автомагистрали, и никто не поставит на высокопроизводительный Porsche шины для заурядного VW Golf.
Kia Ceed/ Фото: shop-avtopilot.ru
Производители настраивают подвеску и геометрию рулевого управления в зависимости от шин определенной ширины и веса. Изменение этого может привести к отрицательным результатам. ADAC, для примера, испытывал Kia Ceed с пятью различными комбинациями шин, проверяя тормоза и управляемость на мокрой дороге, аквапланирование и поведение на сухом покрытии.
Изучаемые вопросы также включали комфорт, шум и сопротивление качению. В тестах тормозов на скорости 100 км/ч широкие шины улучшали тормозной путь на 5,2 м. Однако аквапланирование происходило на скорости 69 км/ч в отличие от 80 км/ч с более узкими покрышками, и последние были лучше с точки зрения комфорта и снижения шума.
Вы должны быть знакомы с особенностями своего автомобиля и территории, по которой будете ежедневно ездить, чтобы не испытать неприятных сюрпризов с новой резиной. Подробности о правильном выборе можно найти в руководстве к вашему автомобилю; в особых случаях хорошим началом будет консультация в специализированной мастерской.
3. Узкие шины: комфортные и экономичные
Широкие и узкие шины/ Фото: avtoshark.com
Более узкие шины экономичнее широких и лучше приспособлены для езды по снегу, поскольку вес автомобиля сосредоточен в более узкой области, что облегчает врезание шин в снежную массу. Однако их приобретение может быть не лучшей идеей, если вы живете в дождливом регионе и вынуждены часто ездить по мокрым дорогам.
Что касается экономии, они вызывают меньшее трение, за счет чего машина расходует меньше топлива и уменьшает повседневные траты на АЗС. Вы также обнаружите, что в магазине узкие шины, как правило, стоят заметно дешевле, чем их более жирные аналоги. Неудивительно: на них уходит меньше сырья, они легче и компактнее, что облегчает производственный процесс и удешевляет доставку.
4. Широкие шины: смелые, дерзкие и дорогие
Различные виды широких шин/ Фото: avtovzglyad.ru
Широкие покрышки выгодно смотрятся и обеспечивают мощное сцепление на дороге, но вызывают большее трение, увеличивая расход топлива. Они не очень подходят для снежной погоды, однако хорошо приспособлены к другим условиям:
С другой стороны, широкие шины утяжеляют рулевое управление (из-за увеличения трения резины, контактирующей с дорогой, и общей массы колёс), приводят к большему радиусу поворота и более склонны собирать дорожный мусор (в т.ч. гвозди), потому что покрывают большую площадь дороги.
Сравнение широкой и узкой шины/ Фото: dexpens.com
Большинство людей, которые перешли на широкую резину, также отмечают, что «сила сцепления увеличилась», но «чувство дороги притупилось». Кроме того, дополнительные посещения заправки из-за ускоренного расхода топлива отражаются на кошельке, как и покупка новых изделий: обычно чем шире шины, тем выше ценник. Впрочем, если они смогут обеспечить более безопасные условия вождения, разумно ли говорить об экономии?
Еще один важный фактор, который следует учитывать – это вес автомобиля. И широкие, и узкие шины должны ему соответствовать. Чересчур широкая шина на легком автомобиле приведет к пробуксовке колес и хаосу в управлении, слишком узкая на тяжелом авто может взорваться из-за избыточного давления на квадратный дюйм. В конечном итоге при соблюдении рекомендованных производителем размеров и нагрузок все зависит от условий, в которых вы будете ездить, ваших предпочтений и бюджета.
Наряду с шириной шин, водителей часто интересует и то, какой предпочесть привод автомобиля – передний или задний.