В начале второй половины XX в. крупнейшие советские автоконцерны на территории УССР ЗАЗ и ЛуАЗ начали разработку боевых машин с амфибийными свойствами – армейских транспортеров переднего края (ТПК). Первые работы проводились на Запорожском автозаводе, где презентовали легендарный ЗАЗ-967, а через какое-то время эстафета была продолжена в Луцке.
1. Армейский плавучий «Запорожец»
Амфибия ЗАЗ-967/ Фото: quto.ru
Вообще, идея создать ТПК появилась намного раньше, и ее начали развивать инженеры московского НАМИ. После получения заказа от Министерства обороны СССР и руководства подразделений ВДВ конструкторам нужно было выпустить армейский транспортер с открытым кузовом и двумя местами для размещения носилок, который смог бы преодолевать водные преграды, а также иметь небольшую массу для погрузки в вертолет или небольшой самолет.
Но из-за огромных производственных объемов и новых поручений «сверху» в 1962 году эту задачу передали инженерам из ЗАЗ. Тем не менее проект был непростым, тем более что запорожские конструкторы получили практически «сырые» документы, и им пришлось сделать еще много доработок.
Чтобы как-то улучшить ситуацию, задачи по модернизации транспортера-амфибии поручили специалистам отдела «Коммунар», занимающегося экспериментальными работами.
Персоналу Запорожского автозавода не пришлось наново придумывать велосипед, а основная задача заключалась в унификации армейского транспортера под параметры серийных «запорожцев». Однако использовать для этого привычную платформу не хотелось, поскольку ни одна из них не соответствовала классификации армейских автомобилей.
Для разработки новой потребовалось не так много времени и усилий. К тому же под нее был подогнан и двигатель – верхнеклапанный V4 с воздушной системой охлаждения. Еще эксперты приняли решение, что у ТПК должна присутствовать система блокировки заднего дифференциала.
Мотор МеМ3-966 мощностью 22 л. с./ Фото: dzen.ru
У стартовых экземпляров амфибии ЗАЗ-967 появилась лебедка барабанного типа, несколько глушителей (выхлоп размещался в нижней части машины), а также борт с запаской. Для управления транспортером необязательно было находиться в кузове в сидячем или лежащем положении. Делать это можно и следуя за ним или даже размещаясь под ним.
История таких транспортеров было недолгой, так как они прожили до 1964 года. Вскоре их немного переработали. Лицевую часть сделали более узкой, патрубок выхлопной системы установили в переднем кожухе, где и разместили лебедку. Из-за внесенных изменений ЗАЗ-967 стал более презентабельным и уже отвечал базовым критерием ТПК. Однако доработки затронули не только внешние моменты, но и бортовое оснащение и силовые агрегаты.
Теперь в подкапотном пространстве находились новые 22-сильные МеМ3-966, получившие 4-ступенчатую МКПП. Также производитель сообщил о других инновациях, среди которых: редукторы на колесах, независимая торсионная подвеска, деактивация привода задней оси и т.д. Всего через год эксперты поняли, что для новых транспортеров нужны более мощные двигатели. Затем состоялся выпуск 27-сильных агрегатов производства ЗАЗ.
Нельзя не отметить, что предсерийные и опытные экземпляры базировались на платформах из цельного металла с бортами, а также имели съемные или откидные трапы-мостики. Они поднимались, формируя ограждения под носилки.
Высокие требования были предъявлены к возможности транспортировки раненых солдат. Для этого инженеры предусмотрели несколько типов боковых носилок, а также мягких подстилок в креслах, кузове и на полу возле сидения водителя. Последний вариант оказался наиболее подходящим.
И хоть проект ЗАЗ выглядел перспективно и отвечал ряду требований, его закрыли в 1967 году.
2. Амфибии от ЛуАЗ
«Универсальный воин», амфибия ЛуАЗ-967/ Фото: wikimedia.org
История луцких амфибий разворачивалась по-другому. Спустя год после закрытия проекта ЗАЗ в Луцке начали серийно производить ЛуАЗ-967. Фактически, им был тот же ЗАЗ-967, но под другим модельным названием. После запуска массового выпуска, транспортер начали поставлять в советскую армию. Военные использовали его и для транспортных задач, и для боевых и персональных.
Таким образом, ЛуАЗ-967 стал так называемым универсальным воином, способным вывозить раненых из места ведения боевых действий, доставлять боеприпасы или служить в качестве личного транспорта для командира.
Так или иначе, инженеры из Луцка внесли свои изменения в конструкцию машины. К примеру, вместо 4-ступенчатой МКПП здесь появилась 5-ступенчатая коробка. Также на борту появился мощный водооткачивающий насос, карданный привод сзади и фара-искатель за лобовым остеклением.
ЛуАЗ-967, выходящая из воды/ Фото: techinsider.ru
Эксперты по достоинству оценили новый ЛуАЗ, предложив конструкторам сделать на его основе полноценное внедорожное авто. Как ожидалось, следующая версия должна быть не только плавучей, но и способной преодолевать различные преграды на суше, где отсутствуют дороги или направления.
Также были проведены многочисленные эксперименты с вооружением. Военные пробовали устанавливать на машину пулеметы, гранатометы и прочее оружие. Однако такая идея не оправдала себя, поскольку транспортер имел небольшой вес и не самую высокую мощность для перевозки такого груза.
Уже в 1972 году состоялась крупная переделка ЛуАЗ-967. В подкапотном пространстве появился 40-сильный двигатель, 2-контурные гидравлические тормоза и продвинутое бортовое оборудование. Данная серия называлась ЛуАЗ-967М.
ЛуАЗ-967М, снабженная 40-сильным мотором/ Фото: dar-web.ru
Из всех выпущенных версий этот вариант выявился наиболее надежным и долговечным. Конвейерная сборка продолжалась вплоть до 1991, а глобальную модернизацию провели в начале 80-х. Машина получила съемные тенты, но лишилась лебедки и откидного борта.
Максимальная скорость разгона по твердому покрытию достигала 75 км/ч, а по водному маршруту – 4 км/ч.
ЛуАЗ-967МП могла комлектоваться боекомплектом и радиостанцией/ Фото: ru.cars.photo
В тот же период инженеры презентовали еще одну модификацию транспортера под названием ЛуАЗ-967МП. В данном случае рассматривался полноценный внедорожный автомобиль, способный проводить патрульные и разведывательные операции. Здесь отсутствовали носилки, а вместо них разместили боекомплект и радиостанцию.
Тем не менее получить серийное распространение машине так и не удалось. Когда в середине 80-х в СССР началась перестройка, конкретных планов по развитию проекта не было. При этом сборка продолжалась до 1991 года.
3. Другие проекты
ЛуАЗ-972 «Геолог», ставший универсальным армейским транспортером/ Фото: dzen.ru
Следует отметить, что в Луцке также выпускали другие транспортеры-амфибии – как, например ЛуАЗ-972 «Геолог», построенный на базе 967М. Изначально машина позиционировалась как санитарная модель, но из-за отличных технических характеристик ее быстро превратили в универсальный армейский транспортер.
В 1990 году ТПК модернизировали. Изменения затронули кузовные конструкции и силовой агрегат (появился 50-сильный 3-цилиндровый двигатель). На протяжении почти 1 года доработанный вариант проходил испытания.
Но на фоне грядущего развала Советского Союза работы приостановили. Только через пару лет энтузиасты из ЛуАЗ планировали возобновить проект, но их планы остались только на стадии идеи.
Интересно также узнать про 7 интересных, но не реализованных проектов советской внедорожной техники.