Автомобильный пробег/ Фото: rg.ru
Все больше автомобилей продаются/покупаются на вторичном рынке. С ростом сделок увеличивается и количество мошеннических схем. Недобросовестные продавцы стремятся реализовать машину с проблемами по высокой стоимости, хитро скрывая поломки и технические дефекты. Чаще всего скручивают показания одометра, чтобы уменьшить пробег, ведь автомобиль с минимальным пробегом можно продать дороже.
1. Статистические данные
Скручивание пробега на автомобиле/ Фото: quto.ru
По статистике, на вторичном рынке 15 % автомобилей продаются со скрученным пробегом. Согласно другим источникам, этот показатель достигает 30 %. Почему этот фактор важен?
От пройденного километража зависит остаточный ресурс узлов и агрегатов транспортного средства. Соответственно, автомобиль в плохом техническом состоянии, которое не определить при визуальном осмотре, требует дополнительных вложений – следовательно, должно стоить дешевле. Как же не попасться в лапы мошенников и узнать реальный пробег покупаемого автомобиля? Существует несколько способов, которые лучше рассматривать в совокупности.
2. Объявления на коммерческих площадках
Некоторые указывают некорректные данные о пробеге машины в объявлениях о продаже/ Фото: drom.ru
Прежде чем купить автомобиль с пробегом, поищите его на различных электронных коммерческих площадках. Например, вам предлагают семилетний Hyundai, на одометре которого указан пробег 120 тыс. км, но вы нашли более раннее объявление о продаже именно этого авто на Avito, и там указан пробег 200 тыс. км. Хозяин не смог продать машину с таким пробегом за требуемые деньги и решил смошенничать. А удалить старое объявление просто забыл! Такая забывчивость на руку внимательным покупателям.
Однако этот способ трудозатратен и несовершенен. Ведь даже после долгих поисков вам может не попасться на глаза предыдущее объявление.
3. Электронные базы данных
В базе данных ГИБДД собирается база о машинах из разных источников/ Фото: tvzvezda.ru
Гораздо проще воспользоваться цифровыми базами данных. В них собрана информация об автомобилях из различных официальных источников:
Но такие онлайн-агрегаторы, как «Автокод» и «Автотека», являются платными, в том числе по подписке. Зато вы можете буквально за пять минут получить доступ ко всей необходимой информации по авто, которое планируете купить: пробег, сведения об авариях с участием данного транспортного средства, числится ли оно в лизинге, розыске или залоге, использовалось ли в качестве такси и т.п.
Также есть возможность проверить приглянувшийся автомобиль на официальных порталах различных ведомств. Это бесплатно.
Увидеть этапы эксплуатации транспортного средства и отметки о пройденном километраже можно по записям о прохождении ТО, сведениям из диагностических карт или сметам страховых выплат, если автомобиль побывал в авариях. Эти сведения растянуты по времени. Из них выстраивается график пробега. Если линия графика идет вниз, это сигнализирует о том, что пробег скручивался.
Но отчеты «Автокода» и «Автотеки» не всегда можно считать достоверными. Не все владельцы машин проходят плановые техосмотры, и тогда в электронной базе не будет отметок об их пробеге. В этом случае можно проверить автомобиль по VIN или государственному номеру. Так вы можете получить информацию не только о пробеге, но и о серьезных проблемах, если они имели место быть.
4. Документы
Паспорт транспортного средства/ Фото: autonews.ru
Начать сделку по покупке подержанной машины нужно с проверки документов на нее. Попросите продавца показать оригинал паспорта транспортного средства (ПТС) и сервисную книжку. Честный автовладелец не будет скрывать от покупателя эти документы. Что там можно увидеть?
В ПТС указана дата выпуска автомашины, по ней можно приблизительно рассчитать пробег. В России машины в год в среднем проходят 17,5 тыс. км. Чтобы получить примерный пробег «возрастного» авто, нужно умножить эту цифру на число лет.
Например, если Hyundai ix35 выпущен в 2014 году, то в 2023 году на его одометре должно быть показание приблизительно 160 тыс. км. Если цифра намного меньше, вероятнее всего, продавец скрутил пробег. Но однозначно опираться на этот способ не стоит, ведь машина могла эксплуатироваться только летом, или на ней в целом ездили мало.
Hyundai ix35 2014 года/ Фото: dailyauto.ru
В сервисной книжке после прохождения технического обслуживания ставятся отметки. Рядом со списком выполненных работ, завизированным печатью, вы можете увидеть пробег на конкретную дату – посещения ремонтной зоны. Также данные о пробеге указываются в документах о замене масла. При сверке информации и показателями одометра можно вывести недобросовестного продавца на «чистую воду».
Но даже если вы воспользуетесь информацией о государственном техосмотре, тут следует понимать, что между процедурами может пройти два-три года. За это время автомобиль накатает большой пробег, а владелец его скрутит.
К тому же сервисную книжку могут подделать, или владелец скажет, что потерял ее. Лучше лично обратиться к дилеру и сопоставить записи в книжке с реальными прохождениями техосмотра. База учета техобслуживания автомашин ведется в электронном виде.
С автомобилями старше 10-12 лет намного сложнее. В те времена дилерские сети были разрозненными, к тому же авто могло попасть в нашу страну уже с пробегом.
Обычно машины, поступившие из Японии или США, продавались на аукционах. Можно попросить показать аукционный лист, в котором указан точный пробег. Но, как видим, эти процедуры довольно утомительны и затратны по времени. К тому же хозяин автомобиля может отказаться от поездки к дилеру, сославшись на занятость. Так что нужно использовать и другие варианты.
5. Диагностические сканеры в автосервисе
Компьютерная диагностика автомобиля/ Фото: amastercar.ru
Здесь вам протестируют электронные блоки управления в автомобиле. Компьютерная диагностика покажет реальные значения всех приборов. Вы можете подъехать в ближайший автосервис, но если хозяин откажется это делать, то можно пойти другим путем: подключить блок управления через USB-кабель OBD к ноутбуку со специализированным программным обеспечением.
6. Сколы на кузове
Сколы на автомобильном кузове могут свидетельствовать о большом пробеге/ Фото: kuzov-media.ru
В случае визуального осмотра определить реальный километраж можно по косвенным признакам. Точных цифр здесь нет, но пробег на одометре должен соответствовать состоянию экстерьера и интерьера машины.
Чем больше километров проехал автомобиль, тем больше на его кузове сколов, царапин, потертостей, разводов и других изъянов. Чаще всего они обнаруживаются на капоте, порогах, переднем бампере. Под ними могут быть следы коррозии. Если вы заметили на пятилетней машине, рассматриваемой к покупке, хотя бы пару-тройку видных невооруженным глазом сколов, то можно сделать вывод, что авто прошло не менее 100 тыс. км. Соответственно, чем больше дефектов, тем больше пробег.
Если есть большие участки с отвалившейся краской, это говорит о том, что автомобиль побывал в кузовном ремонте, причем довольно давно. По застарелым повреждениям можно судить о реальном пробеге. Если же краска на далеко не новом автомобиле свежая, то поинтересуйтесь у владельца, зачем он его красил. Возможно, транспортное средство побывало в серьезной аварии и имеет скрытые повреждения. Факт покраски можно обнаружить, используя толщиномер.
7. Состояние обивки
Обивка автомобильных сидений/ Фото: лада.онлайн
По состоянию обивки салона транспортного средства можно вычислить его примерный пробег. Если кресла обиты тканью, то обычно она начинает истираться после прохождения машиной 150 тыс. км. Матерчатые сиденья выцветают, теряют форму, на них и на подлокотниках появляются заметные потертости.
Если салон обтянут экокожей, то она начинает трескаться в местах перегибов примерно через 100 тыс. км пробега. Сквозь трещины виден наполнитель подушек. Что касается швов, то они рвутся при 120 тыс. км пробега, из-за чего обивка расползается.
8. Состояние руля
Затертый автомобильный руль/ Фото: vskali.ru
Осматривая салон, не забудьте обратить внимание на руль. Если он обтянут кожей, на которой явно видны сальные затертости, это значит, что автомобиль проехал более 70 тыс. км. Именно к этому времени появляются такие признаки. У машины, прошедшей больше 150 тыс. км, рулевое колесо лоснится, как будто смазанное маслом.
9. Состояние ковриков
Коврик в автомобильном салоне/ Фото: duffcar.ru
Потертости на ковриках выдают большой пробег. Срок службы штатных изделий – около 110 тыс. км. Если владелец автомобиля – женщина, то коврики выходят из строя гораздо быстрее. Если автоледи управляет машиной в обуви на каблуках, то на пластиковом основании появляются дыры.
10. Состояние педалей
Стертость на автомобильных педалях/ Фото: avtoshkolyexpert.ru
По педалям пробег определить легче всего. Резиновые накладки полностью истираются после прохождения машиной 300 тыс. км. Так что если вы увидели, что педали стерты до металлического основания, а на одометре стоит отметка 100 тыс., значит, его явно скрутили. При такой цифре износ педалей должен быть минимальным.
11. Периферийные детали
Ремонт тормозного диска/ Фото: avto.tatar
Обратите внимание на состояние периферийных деталей, особенно на их новизну на неновой машине. Каждая система имеет срок службы. В частности, водяной насос обычно меняют после 100 тыс. км пробега. Если на покупаемом автомобиле он сверкает новизной, а пробег на одометре около 50 тыс. км, то здесь явно что-то не то.
По состоянию тормозных дисков тоже можно определить реальный пробег машины. Они служат около 150 тыс. км при условии аккуратного вождения. Если пробег больше, то через спицы колеса хорошо просматриваются канавки на дисках. Свежие тормозные диски говорят о том, что их недавно заменили. По какой причине? Не по той ли, что они были изношены в связи с большим пробегом?
В общем, обращайте внимание на все:
Коррекция одометра не относится к уголовно наказуемым преступлениям, поэтому к данному способу часто прибегают нечестные продавцы автомобилей. Но покупатель должен быть бдительным, чтобы не потратить свои деньги впустую. Наши советы – вам в помощь.
Интересно также узнать про 7 самых популярных марок автомобилей до 1 млн рублей, которые охотно покупают в России.