Кубанская и кавказская папаха
Кубанская и кавказская папаха – два самых известных и распространенных головных убора в культуре народов, проживающих на территории бывшего СССР. Эти головные уборы являются ярким символом народной культуры. Однако, несмотря на то, что папаха и кавказка исполняют одну и ту же функцию и оба имеют богатую историю, они все же отличаются друг от друга.
У названия «папаха» тюркского происхождения, даже азербайджанское и дословно переводится как — шапка. Впервые на Руси это обозначение начало употребляться в девятнадцатом веке, сначала эти головные уборы назывались «клобуками».
1. Внешний вид папахи и кавказки различается. Папаха – это высокий, округлый головной убор, сделанный из овечьей шерсти или каракуля. Часто украшаются различными вышивками или кружевами, что придает им особую элегантность, имеют пришитую ткань красного или синего цвета. Кавказки, напротив, сшиты целиком из меха который составляет саму папаху. Имеет более простой и сдержанный дизайн, представляет собой шапку в форме конуса, обычно черного цвета, без каких-либо украшений. Кроме того, казацкие папахи немного ниже и называются кубанками.
Кубанка /Фото:letsgophotos.ru
2. Происхождение и культурная связь головных уборов также отличается. Кубанка является традиционным головным убором казаков – этноса, проживающего на территории России и некоторых сопредельных стран. Исторически, папаха связывается с жизнью казаков и имеет глубокие корни в культуре этого народа. Папаха стала символом казачьей независимости, доблести и отваги, а её ношение было привилегией для тех, кто заслужил уважение и признание в казачестве.
Кавказская папаха, в свою очередь, ассоциируется с народами Кавказа, такими как чеченцы, грузины и армяне. У каждого народа Кавказа есть своя версия кавказки, но она считается национальным символом для всего Кавказского региона.
Кавказская папаха /Фото:ok.ru
3. Головные уборы – папаха и кавказка – отличаются по символическому значению. Папаха символизирует мужество, силу и стойкость казаков, став гордостью и наследием народа. Кавказка имеет более универсальное символическое значение, так как она связана с народами разных этнических групп. Является символом гордости за свою национальность и олицетворяет культурное наследие Кавказа.
4. Они также отличаются по использованию и эксплуатации. Кубанка носится в повседневной жизни и является неотъемлемой частью казачьего национального костюма. Она применяется в различных сферах, от свадеб до повседневного использования. Кавказка, напротив, обычно надевается только в особых случаях, таких как торжественные мероприятия, духовные обряды и официальные события.
История возникновения казачьей папахи связана с казачеством, которое впервые появилось в Донском и Запорожском краях в XV-XVI веках. Папахи начали носиться как часть казачьей формы одежды. Она предназначалась для защиты головы от жары, холода и солнечных лучей. Казаки, преодолевающие пространства степи, нуждались в таком головном уборе, который бы обеспечивал комфорт и защищал от природных факторов.
Казаки в папахах /Фото:foto-ram.ru
Казачья папаха стала популярной в России во времена правления Императрицы Екатерины II, которая считала её важной частью казачьего национального костюма.
Папахи изготавливались из различных материалов. Заглавным элементом головного убора был широкий элемент из плащевой или парчовой ткани, а на его верхушке прикреплялась пряжка или шила медальон. Внутри папахи использовались подкладки из овечьего меха или сукна для тепла и комфорта в холодные дни. Характерная черта казачьих папах - это длинные завязки, которые прикреплялись к подбородку и предназначались для фиксации убора на голове.
Казакив папахах из меха медведя /Фото:albert-motsar.livejournal.com
Изначально, казаки изготавливали кубанки из меха волков, баранов и медведей. Поскольку шлемы стали уже устарелыми, для защиты головы начали носить папахи с вставками из металлической проволоки. Казацкие папахи могут быть трех цветов: чёрного, серого и белого. Они не бывают ярких раскрасок или с гламурным дизайном. Донские и кубанские казаки пришивали красную ткань и белую тесьму, что образовывала крест, на верх кубанки. Для них это символизировало их веру - православие. Казаки из Сибири и Дальнего Востока носили чёрные папахи из длинного меха барана.
Казаки Терской области, в свою очередь, зашивали головной убор синей тканью. Это отличало их от других. Папахи сибирских и дальневосточных казаков были только чёрные и имели длинный бараньи мех.
Виды казачьих папах /Фото:emilia-spanish.ru
Кроме практической функции, кубанка стала важным символом статуса для казаков. Право ношения папахи обычно принадлежало тем, кто достиг высокого ранга в казачестве или отличился во время боевых действий. Часто папахи украшались россыпью цветных кокард или бахромы, указывая на заслуги носителя. Уникальные детали и орнаменты на папахе могли также отражать принадлежность к определенной казачьей армии или казачьему войску.
Папахи у казаков – конического вида, с коротким мехом в естественных цветах, но не белого и черного. У урядников и вахмистров на колпаке использовалась бельевая тесьма, у офицеров – галун. У обер-офицеров галун был шириной около полутора сантиметров, а у штаб-офицеров немного больше двух с половиной. Высота кубанки составляла 4,5 вершка, с тульей из меха высотой 3 вершка, а до вершины колпака было 1,5 вершка. На передней части украшение подобно кокарды. Папахи из каракуля всегда были самыми престижными и дорогостоящими, также известны как «бухарские», название которых происходит созвучно одного оазиса в Узбекистане. Папахи генералов изготавливались только из каракуля.
Генеральская папаха из каракуля /Фото:sarreg.ru
Говоря о кавказских папахах, следует отметить, что их важность оценивается очень высоко и их нельзя снимать без серьезной причины. На Кавказе редко возникают ситуации, когда её можно снять. Запрещено даже по просьбе других, за исключением случаев, когда требуется прощение за кровную вражду. Одной из особенностей папахи является то, что она не позволяет признавать свои неудачи, поэтому она вдохновляет человека быть смелым и не забывать своих целей.
В Дагестане существовал особый обычай, связанный с папахой. Когда молодой человек хотел жениться, но не решался сделать это явно, он мог бросить папаху через окно понравившейся девушке. Если шапка не возвращалась в течение длительного времени, это символизировало очень хороший знак.
Мужчина в кавказской папахе /Фото:ru.pinterest.com
Оскорблением было сбить папаху с головы. Если в ходе спора один из оппонентов случайно сбрасывал папаху на землю, это означало, что он готов идти до конца. Можно было потерять вместе с ней только с голову. Потому в них часто хранилось драгоценное имущество и ценности.
Если учесть, что носить папаху в повседневной жизни на сегодняшний день непрактично, она все равно продолжает оставаться важным элементом культуры и традиций.
Кроме головных уборов есть и другие схожести - Зачем русские казаки и кавалеристы носили на плечах громоздкую кавказскую бурку