
Проходы под землей люди прокапывали с незапамятных времен, делая это с разными целями – для безопасности городов, добычи природных ресурсов, сокрытия сокровищ. А также для кратчайшего пути в гористой местности. Современные тоннели – это удивительные инженерные сооружения, поражающие технологиями и красотой. Вот десятка лучших в мире тоннелей современности.
1. Тоннель Монблан – Франция, Италия

Французско-итальянский тоннель потянулся в горах на 11,6 км
Соединяющий две европейские страны тоннель был проложен в Альпах под Монбланом в 1965 году. Он стал настоящим достижением современной инженерии: это самый длинный в мире автомобильный тоннель. Его длина – 11,6 км, ширина – 8,6 м и высота – 4,3 м. Над проезжающими автомобилями нависает невероятный массив горных пород толщиной около 2,5 км. Больший участок тоннеля пролегает во Франции – 7,6 км, меньший в Италии – 3,9 км.
Сегодня тоннель – жизненно важный транспортный узел для грузовиков и лыжников. Он соединяет Шамони во Франции с Курмайором в итальянской долине Аоста. Тоннель проходит практически точно под Монбланом – самой высокой горой Европы, на глубине более 2500 м. Чтобы построить это сооружение, потребовалось 700 тонн взрывчатых веществ и 2,7 млн тонн топлива для машин.
2. Готардский базисный тоннель, Швейцария

Строительство тоннеля под Альпами заняло около 17 лет
Самый длинный и глубокий железнодорожный тоннель в мире протянулся на 57 км. По нему проезжают пассажиры глубоко под Швейцарскими Альпами, у подножия горного массива Сен-Готард. Построенный для высокоскоростного железнодорожного сообщения между Северной и Южной Европой, Готардский тоннель в самой низкой точке углубляется на 2,4 км под гору.
Строительство тоннеля заняло 17 лет и обошлось в 9,3 млрд фунтов стерлингов (12 млрд долларов США), при этом использовались гигантские тоннелепроходческие машины. На круглосуточных работах были заняты 3500 специалистов и рабочих. Грандиозное сооружение построено в виде двух параллельных тоннелей, по которым поезда идут в обратных направлениях со скоростью до 275 км/час. Тоннели соединены переходами, съездами и станциями.
3. Евротоннель под проливом Ла-Манш

Евротоннель соединяет территорию Англии и Франции
Тоннель под водой протяженностью 50,5 км является третьим по длине железнодорожным тоннелем в мире. Железная дорога соединяет Фолкстон в Англии с Кокелем во Франции и проходит под Ла-Маншем. В самой глубокой точке тоннель находится на глубине 75 м под морским дном. Время в пути составляет около 35 минут.
Строился Евротоннель на протяжении 1988 – 1994 годов. Его начали рыть с двух сторон – со стороны Англии и со стороны Франции. А чтобы встретиться в нужной точке, пришлось применять лазерную систему позиционирования.
Тоннель состоит из трех тоннелей: двух железнодорожных и сервисного. Между ними есть переходы и развязки для того, чтобы поезда могли перемещаться свободно по всем трем путям. Американское общество инженеров-строителей признало Евротоннель одним из семи современных чудес света.
4. Лердальский тоннель, Норвегия

Лердальский тоннель состоит из искусственных пещер, подсвеченных огнями
Один из красивейших тоннелей мира в Западной Норвегии протянулся на 24,5 км между коммунами Эурланн и Лердал. Он построен в 2000 году и с тех пор обеспечивает беспаромное сообщение между Осло и Бергеном. Лердальский тоннель считается самым длинным автомобильным тоннелем в мире, обогнав на 8 км Готардский.
Этот впечатляющий объект инфраструктуры включает в себя три каменные искусственные пещеры, подсвеченные разноцветными огнями. Здесь водители могут припарковаться и немного отдохнуть от однообразия дороги. Также внутри есть несколько современных станций аварийной сигнализации со спасательным оборудованием и кабинами вызова.
5. Тоннель Tokyo Bay Aqua Line, Япония

Подводный тоннель Aqua Line протянулся на 9,6 км
Мощная японская полумостовая-полутоннельная конструкция Aqua Line соединяет города Кавасаки и Кисарадзу и пересекает Токийский залив. Тоннельная часть шоссе имеет протяженность почти 9,6 км и является одним из самых длинных подводных туннелей в мире, занимая в этом списке четвертое место.
Мост соединяется с туннелем на искусственном острове Умихотару, что в переводе означает «морской светлячок», который специально пришлось насыпать для соединения наземной и подводной частей автомагистрали. Эта конструкция, напоминающая корабль, служит также местом отдыха со смотровыми площадками, с которых водители могут любоваться потрясающими видами на Токио и окрестности.
6. Тоннель Эйзенхауэра, США

Тоннель Эйзенхауэра помогает перемещаться между восточными и западными склонами Колорадо
Расположенный в Скалистых горах на высоте более 3400 м над уровнем моря, тоннель Эйзенхауэра официально носит название «Мемориальный тоннель Эйзенхауэра – Эдвина К. Джонсона». Он был открыт в 1979 году как часть межштатной автомагистрали I-70.
Это настоящее инженерное чудо – самый длинный горный тоннель в стране, самая высокая точка межштатной сети скоростных автомагистралей и самый высокогорный автомобильный тоннель в мире.
Новаторский тоннель, проходящий через Континентальный водораздел, был прорыт в горах для облегчения перемещения между восточными и западными склонами Колорадо. Тоннель имеет собственную пожарную службу в случае чрезвычайных ситуаций. Его запрещено пересекать тяжелому грузовому транспорту, а также пешеходам и велосипедистам.
7. Тоннель Drammen Spiral, Норвегия

Вход в тоннель Drammen Spiral, закрытый для пешеходов
Любопытный тоннель находится поблизости от города Драммен в Норвегии. Особенность его в том, что он спиралью поднимается в горе, наподобие многоуровневой парковки. Всего тоннель имеет шесть витков, каждый оборот поднимается на 22 м, его диаметр – 70 м. Длина тоннеля Drammen Spiral – 1650 м. Начинаясь у подножия, тоннель выходит у вершины горы Скансен на высоте 180 м над городом.
Наверху есть платная парковка и кафе, где туристы могут полюбоваться панорамой лесов, окружающих Драмен. Пешеходам не разрешено заходить в тоннель – для них предусмотрена тропа, ведущая наверх. Тоннель имеет разноцветную подсветку для еще большего привлечения туристов.
8. Тоннель Гуолян, Китай

Тоннель Гуолян проходит в труднодоступной горной местности
В самом труднодоступном месте Китая – в горах Тайханьшань в провинции Хэнань, расположена деревня Гуолян, добраться до которой можно только по невероятно трудной высеченной в скале дороге. Жители этого поселения своими силами прорубили тоннель длиной 1,2 км, шириной 4 м и высотой 5 м, обеспечив доступ к внешнему миру. При строительстве использовались только молотки и зубила.
Сейчас тоннель стал туристической достопримечательностью, а также местом, где снимают кино.
9. Тоннель Комб-Лаваль, Франция

Тоннель Комб-Лаваль прорублен в известняковой скале
На юго-востоке Франции, в горном массиве Веркор, в головокружительном ущелье Комб-Лаваль этот тоннель был прорублен в известняковой скале. Строили его с 1861 по 1898 годы с целью транспортировки грузов местной лесной промышленности.
Но теперь путь с тоннелем Комб-Лаваль стал популярен у любителей велоспорта. Невероятно узкая дорога проходит через несколько тоннелей, пробитых в скале. Для тех, кто осмелится ее преодолеть, открываются захватывающие виды на горы и лесистую долину.
10. Тоннель Бунд, Шанхай

Тоннель Бунд украшен впечатляющими световыми картинками
Сооруженный в 2010 году подземный тоннель длиной 3,3 км на набережной Вайтань, соединяющий районы Хункоу на севере и Хуанпу на юге в Шанхае, ничем особым не выделялся. Но когда его переоборудовали для туристов, добавив на участке в 647 м современную оптику, тоннель стал достопримечательностью не только Шанхая, но и приобрел мировую привлекательность.
Проезжая по этому участку, пассажиры могут увидеть потрясающие световые и звуковые шоу. На поезде, составленном из 14 вагонов, туристы в течение всего пяти минут могут любоваться удивительными арт-объектами. Пропускная способность тоннеля Бунд – около 5300 человек в час.
А теперь интересное видео с нашего канала
Говорят, что закрытый завод ЗИЛ якобы открыли в Мексике: какие там выпускают грузовики
Интересно также узнать про 10 самых красивых гаражей мира, похожих на музеи и выставочные залы.
