Какие американские боевые веротлеты являются самыми мощными и скоростными?/ Фото: airwar.ru
С момента появления в 50-х годах вертолеты стали неотъемлемой частью как военной отрасли, так и ряда других сфер человеческой деятельности. Они используются не только для проведения боевых или разведывательных операций, но и в мирных целях, например, для эвакуации пострадавших в случае природных катаклизмов, доставки товаров и людей в труднодоступные места, куда невозможно добраться водным или автомобильным транспортом, оказания неотложной медицинской помощи и т.д. И если говорить об американских боевых вертолетах, то они имеют ряд уникальных свойств и характеристик, выделяющих их на фоне другой авиационной техники.
1. Bell UH-1 Huey
Bell UH-1 Huey имел большой запас прочности/ Фото: wikipedia.org
Открывает нашу подборку легендарный вертолет Bell UH-1 Huey, который стал всемирно популярным из-за огромного боевого опыта, в том числе во вьетнамской военной кампании. Модель поступила на вооружение американской армии в 1956 году.
Обладая минималистичным, но продуманным дизайном, вертолет также стоил относительно недорого и имел внушительный запас прочности, что требовалось для переброски живой силы, боеприпасов и провианта сквозь опасные вьетнамские джунгли. На борту был установлен лишь один силовой агрегат, но его хватало для транспортировки 10-14 солдат с полным обмундированием.
В ходе модернизации вертолет получил два агрегата Pratt & Whitney Canada PT6, которые спроектированы таким образом, что в случае выхода из строя одного двигателя второй продолжает удерживать машину в воздухе даже при столь внушительном весе. В качестве основного оружия использовался пулемет М60, который можно было установить на любой двери. Для защиты пилотов от огня противника кресла бронировались, а сам экипаж получал бронежилеты для еще большей безопасности.
Также «Хьюи» активно применялся в целях эвакуации, что объяснялось его скоростью и маневренностью. Это существенно сократило потери американской стороны в кровавых сражениях.
2. Sikorsky SH-3 Sea King
Sikorsky SH-3 Sea King был создан для поиска подводных лодок противника/ Фото: aerocorner.com
Когда началась активная фаза холодной войны, перед американцами встал вопрос отслеживания подводных лодок СССР, которых на тот момент уже насчитывалось больше 200 штук. Именно для этой цели был разработан вертолет Sea King, призванный решить эту проблему. В нем было множество нововведений, которые включали турбоагрегаты и особую конструкцию, позволяющую делать посадку прямо на воде.
С целью выполнения своей ключевой задачи, а именно – поиска подводных лодок, вертолет оснастили гидролокатором погружения, десятками гидроакустических буев, а также датчиком аномалий магнитного поля. Еще на борту были установлены торпеды и глубинные бомбы. За счет потрясающей маневренности и широкого списка противолодочных агрегатов этот вертолет стал одним из самых востребованных в XX веке.
Вместе с тем у Sea King есть одна отличительная особенность. Он использовался в качестве одного из главных вертолетов для перевозки президента США. Кстати, эта роль сохраняется до сих пор. Президентская модификация получила усовершенствованную бронь и самые прогрессивные электронные комплексы, что превращает его в защищенный воздушный офис для главы государства.
Производство вертолета велось в Великобритании, Италии и Японии по официальной лицензии. Еще он отправлялся на экспорт в страны союзников. И хоть модель была полностью снята с вооружения, а вместо нее начали использовать «Сихом», Sikorsky SH-3 Sea King до сих пор несет службу в других странах, включая Иран, Италию, Индию и Испанию.
Стоимость вертолета варьируется от 9 до 12 млн долларов. Он вмещает экипаж из 2-4 человек и может лететь со скоростью 129 миль в час (примерно 207 км в час). Вертолет оснащали малогабаритной торпедой Марк 44 или Марк 46. Также в качестве вооружения использовались глубинные бомбы или Sting Ray. Производитель выпустил свыше 796 образцов Sea King. Еще 600 сошло с конвейеров по лицензии.
3. Boeing CH-47 Chinook
Boeing CH-47 Chinook имеет нестандартную конструкцию тандемного ротора/ Фото: aerospace.honeywell.com
Скорее всего, это самый прогрессивный вертолет по меркам войны во Вьетнаме, поскольку на его счету множество успешных операций. Отличительной «фишкой» этой линейки является нестандартная конструкция тандемного ротора, позволяющая с максимальной эффективностью задействовать мощность силового агрегата, чтобы поднять вертолет в воздух.
Рулевой винт здесь отсутствует, поэтому вся мощность подается на два главных ротора, которые обеспечивают интенсивное вращение в двух направлениях, противоположных друг другу, и различаются высотой. Это позволяет доставлять крупногабаритные грузы на огромные расстояния.
Максимальная грузоподъемность подвесом достигает 11 000 кг, тогда как в кабине можно перевозить до 9 000 кг. Всего в машине может находиться до 55 военнослужащих. Проще говоря, «Чинук» является полноценным летающим грузовиком.
Именно на этом вертолете был реализован один уникальный трюк, который называется «Delta Queen». Он подразумевает опускание машины на воду с открытием заднего отсека рампы, чтобы он полностью был затоплен водой. Таким образом это позволяет быстро загрузить в него несколько лодок со спецназом и оперативно эвакуировать группу прямо из воды.
«Чинук» также может выполнять и другие не менее сложные трюки. К примеру, он умеет зависать в воздухе или приземляться только на задние колеса для загрузки. У модели ряд модификаций, которые всячески совершенствуются. Она продемонстрировала большие успехи в рамках вьетнамской военной кампании, а также в боевых столкновениях на Ближнем Востоке.
На 2022 год стоимость вертолета составляет 38-40 млн долларов. Экипаж включает одного инженера и двух пилотов. Скорость полета достигает 196 миль в час (примерно 315 км в час).
4. Sikorsky S-64 Skycrane
Грузоподъемность Sikorsky S-64 Skycrane достигает 11,3 тонны/ Фото: aeronauticarblx.fandom.com
Данная модель неоднократно получала звание лучшего боевого вертолета во многих рейтингах и подборках. Грузоподъемность машины составляет 11 300 кг. Ее разработали и поставили на вооружение в 1962 году.
Для участия во вьетнамской войне была создана особая модификация геликоптера CH-54 Tarhe, которая позволила перевезти свыше 380 подбитых вертолетов. Это позволило сэкономить миллионы долларов, поскольку эвакуировать их другими методами было в разы дороже. К тому же вертолет применялся для транспортировки тяжелой бронетехники, грузовиков и армейского вооружения. Еще серия могла переносить универсальные военные контейнеры, которые могли адаптироваться под полевой госпиталь или особое укрытие для личного состава.
Что касается гражданской версии, то ее применяли для обустройства линий электропередач в труднодоступных местах. Именно этот вертолет позволил проложить десятки тысяч миль таких линий. Усовершенствованный вариант пожарного вертолета обладал емкостью 10 тыс. л воды. Он эффективно использовался для ликвидации лесных пожаров.
Еще вертолет востребован в заготовке леса. За счет внушительной грузоподъемностью с его помощью можно перевозить бревна из труднодоступных мест к ближайшим пилорамам.
Всего с конвейера сошло 105 экземпляров Sikorsky S-64 Skycrane. Экипаж включает 3 человека, а допустимая скорость полета – 240 км/ч. В 1971 году на этом вертолете был поставлен мировой рекорд: пилоту удалось поднять его в воздух на высоту в 9 000 м за 6 минут. До сих пор машина считается лидером по многим параметрам и успешно производится.
5. Sikorsky CH-53 Stallion
Sikorsky CH-53 Stallion был создан в 1964 году/ Фото: wikipedia.org
Перед нами – самый массивный американский вертолет, способный поднимать 6 350 кг груза в воздух. Его первая версия могла перевезти вес, сопоставимый с массой четырех носорогов. Военные США используют его для транспортировки войск, эвакуационных задач и подъема тяжелой техники, включая грузовики СН-53. Его основной областью применения считается море, поэтому корпус имеет защиту от воды для безопасного приземления прямо на воду в экстремальных ситуациях.
Дата создания вертолета – 1964 год. Первые образцы были взяты на вооружение во время вьетнамской войны. Ключевой особенностью данной машины является функция тральщика. Трехмоторная модификация МН-53 может поднять в воздух до 14 500 кг и буксировать сани тральщика прямо по воде.
Последняя модификация CH-53K King Stallion выполнена из легких композитных материалов и комплектуется мощными двигателями для работы с нагрузкой в 16 тонн. Это в 2,5 раз больше, чем грузоподъемность базовой модели.
Всего с конвейера сошло 522 экземпляров. В экипаж входит три пилота, а пассажировместимость равна 40 чел. Скорость полета составляет 307 км/ч. Также на борту есть шестиствольный пулемет «Миниган» калибра 7,62 мм. Именно на этой модели впервые были выполнены фигуры высшего пилотажа, включая «мертвую петлю» и «бочку».
6. Boeing AH-64 Apache
Boeing AH-64 Apache может быть вооружен 16 ракетами Hellfire/ Фото: airframer.com
Сложно представить себе полноценный рейтинг лучших вертолетов без этой модели, созданной еще в 1975 году. Boeing AH-64 Apache – легендарный вертолет, получивший мировое признание как самый прогрессивный ударный геликоптер, находящийся на вооружении американской армии более 30 лет. Его создавали, чтобы заменить АН-1.
Для повышения живучести вертолета на поле боя инженеры применили особую броню, способную выдержать удар из зенитного орудия калибра 23 мм. Также здесь реализован самоуплотняющийся топливный бак, предупреждающий утечку топлива в случае попадания снаряда.
На борту «Апачи» находится 16 ракет Hellfire, которые имеют лазерное управление и способны поражать цели с расстояния до 8 км. Поочередно он также может доставлять ракетные капсулы для ликвидации небронированных объектов. Под носом установлена 30-мм пушка, стреляющая со скоростью 300 выстрелов в минуту. Еще машину дополнительно оснащают ракетами «Стингер» для уничтожения нескольких целей одновременно.
Интересно также узнать про Як-130: первый военный самолет, созданный в России после развала Советского Союза.