Во все времена окружающий мир давал возможность людям взять все необходимое для жизни. Как ни странно, но даже век технологий не смог разорвать эту связь человека и природы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Индии – стране, оберегающей и чтящей свои традиции, вот уже не один век местные жители в буквальном смысле «выращивают» прочные и долговечные мосты.
Уникальные сооружения в джунглях. /Фото: animalworld.com.ua
Небольшой городок Черапунджи штата Мегхалая, что на востоке Индии, известен, прежде всего тем, что является самым дождливым местом на планете – в год здесь выпадает более двенадцати метров осадков. Но в середине 19 века широкую известность этот город приобрел благодаря огромным подвесным мостам из живых лиан, которые сооружали местные жители – народ кхаси. И уже в 20 веке Черапунджи стал самостоятельной туристической точкой на карте Индии.
Интересный факт: Рекордное количество осадков здесь выпало в 1861 году — 22.98 метров.
Самое дождливое место на Земле. /Фото: OrangeSmile.com
Основным материалом для строительства мостов является каучуковый фикус, который очень активно произрастает в самом дождливом месте на Земле как раз из-за повышенной влажности. Особенностью этого растения является его вторичная корневая система, то есть часть корней являются воздушными – растут поверх земли. Длинные гибкие и очень прочные ростки способны даже «переброситься» на другой берег реки. Там корни глубоко врастали в землю, а над рекой или двумя противоположными скалами они продолжали утолщаться и укрепляться. Именно эту особенность и заметили жители Черапунджи, которые решили использовать ее для своих нужд.
Каучуковый фикус активно растет в Индии. /Фото: animalworld.com.ua
Сам процесс «выращивания» моста довольно сложный и долгий. Корни фикуса направляются через поток или реку с помощью специальных каркасов из выдолбленных стволов бетелевой пальмы. Такие «удерживатели» несут еще одну функцию – разлагаясь, они дополнительно питают фикус, и тот растет быстрее. Также для большей прочности будущего моста молодые ростки скручивают между собой, чтобы они срастались.
Вырастить такой мост - кропотливая работа. /Фото: animalworld.com.ua
Но на этом работа не заканчивается. Один мост «строится» в среднем от 10 до 15 лет, и все это время за ним требуется постоянный контроль и уход. Но результат оправдывает такое длительное ожидание. Со временем корни деревенеют, укрепляются и по прочности практически не уступают современным стальным тросам. По информации Novate.ru, один достаточно старый и крепкий мост способен одновременно выдерживать нагрузку до 50 человек. Более того, сам каучуковый фикус настолько долго может расти, что сооружение из него будет «стоять» не одно столетие.
Мосты получаются очень крепкими. /Фото: animalworld.com.ua
За многовековую историю такого «строительства» выросло немалое количество живых корневых мостов. Их средняя длина достигает 30 метров. Самый длинный из ныне существующих насчитывает более 50 метров, и находится он между деревнями Мавкирнот и Рангтиллан. Кхаси сумели создать и двойные мосты, идущие параллельно друг другу. Наиболее любопытный из них находится недалеко от деревни Нонгриат – эти мосты расположены один над вторым.
Двойные подвесные мосты. /Фото: animalworld.com.ua
В середине двадцатого века история этих уникальных сооружений могла навсегда закончиться. Правительством Индии было предложено жителям Черапунджи построить новые, более крепкие и практичные металлические мосты. Кхаси согласились, но хозяин одного из близлежащих курортов предложил альтернативу. Он заметил, что живые мосты являются многовековым артефактом, настоящей исторической ценностью, частью быта и хозяйства местных жителей. И кхаси, и администрация города поддержали эту идею – мосты оставили.
Местные жители на мосту. /Фото: factroom.ru
Удивительно, но даже с утратой своего прикладного значения, подвесные мосты из фикусов не потеряли человеческого внимания. Теперь, когда их разгрузили, как транспортные полотна, они превратились в полноценную достопримечательность. Ежегодно тысячи туристов со всего мира, не страшась самой дождливой погоды и скользких дорожек в джунглях, приезжают в индийский город Черапунджи, чтобы своими глазами увидеть это чудо единения силы природы и человеческого ума.
В продолжение темы - современные мосты порой не менее захватывают дух, как например эти 10 мостов мира, конструкции которых приводят в восторг своей неординарностью и величием