
Дорога может одновременно утомлять и дарить удивительное умиротворение. Мерный стук колёс, плывущие за окном пейзажи, горячий чай в подстаканнике, приятная компания или случайный попутчик, которому почему-то хочется рассказать всё на свете. В этом и заключается настоящая прелесть поездов – в неспешности, в возможности подумать о своём, наблюдая, как меняется картинка за окном. А чтобы путешествовать стало ещё приятнее, рассказываем о самых живописных железных дорогах России.
1. Кругобайкальская железная дорога

Неверотяые виды открываются за окном во время поездки.
Если говорить о маршрутах, которые можно по-настоящему назвать завораживающими, то Кругобайкальская железная дорога неизменно окажется среди первых. Лента рельсов тянется вдоль самого Байкала. Трудно поверить, что эту дорогу начали строить ещё в конце ХІХ века в 1896 году, а завершили к 1905 году. Тогда она была частью Транссиба и требовала огромных усилий. Над каменными уступами и туннелями трудились рабочие со всей Европы и Азии: русские, буряты, китайцы, итальянцы, поляки, албанцы. Условия были настолько тяжёлыми, а расходы столь огромными для того времени, что дорога получила своё знаменитое прозвище – «золотая пряжка» на железном поясе России. Со временем основную магистраль перестроили и КБЖД превратилась в отдельный, почти музейный участок длиной восемьдесят девять километров, соединяющий Слюдянку и посёлок Байкал.

Кругобайкальская железная дорога.
Несмотря на все перемены, дорога по-прежнему хранит то самое очарование, ради которого сюда едут со всех уголков страны. Те же тридцать восемь тоннелей, те же воздушные мосты и необычные инженерные конструкции. А итальянская подпорная стенка и вовсе кажется чем-то инородным, почти игрушечным кусочком Европы, аккуратно встроенным в суровый сибирский ландшафт. Сегодня попасть на эту ветку можно только в составе экскурсионного рейса. Летом, с июня по август, туристический поезд отправляется каждый день (за исключением среды); в сентябре график сокращается и дни посещения с четверга по воскресенье. Зимой, поздней осенью и весной устраивают отдельные выезды в январе, феврале, марте, мае и октябре. А вот в апреле, ноябре и декабре КБЖД обычно делает паузу и не принимает туристов.
2. Чита – Петровский завод

Яблоновый хребет.
Путешественникам, которые едут за просторными видами и настоящей забайкальской атмосферой, стоит обратить внимание на протяжённый, почти четырёхсоткилометровый маршрут Чита – Петровский Завод. Это тот случай, когда за окнами поезда сменяются один за одним сопки, извилистые речные долины, пустынные пространства и уголки с богатой историей. Едва состав отходит от Читы, из окна открывается вид на город, раскинувшийся у одноимённой реки и Титовскую сопку. Чуть дальше поезд поднимается к Яблоновому хребту – суровому и в то же время удивительно красивому. На станции Тургутуй расположена высшая точка всего Транссибирского маршрута – 1019 метров над уровнем моря. Здесь и по сей день можно увидеть гигантскую каменную насыпь, сложенную ещё в дореволюционные годы. Когда-то через хребет проходил тоннель, украшенный символикой Транссиба и надписями, указывающими два направления (к Великому океану и к Атлантическому океану) – словно напоминание о том, что эта дорога соединяет две части света.

Транссибирская магистраль осень.
Постепенно пейзажи становятся мягче. И путник снова видит воду – извивающуюся реку Хилок, которая сопровождает путь на протяжении многих десятков километров. Недалеко от станции Толбага взгляд цепляется за небольшую, но очень значимую часовню. Её поставили в 1899 году на месте символической встречи двух строительных колонн, прокладывающих железную дорогу навстречу друг другу с востока и запада. А финальной точкой путешествия станет Петровск-Забайкальский – небольшой, но удивительно насыщенный историей город. Любознательным путешественникам здесь найдётся чем заняться. Музей декабристов, дом декабриста Горбачевского, старинный некрополь – всё это создаёт особую атмосферу и буквально позволяет прикоснуться к прошлому.
3. Байкал – Амур магистраль

Байкало-амурская магистраль.
Байкало-амурская магистраль – это не просто линия на карте. Это путь, растянувшийся почти на четыре с лишним тысячи километров, который начинается в Тайшете Иркутской области и упирается почти в самое побережье Тихого океана, у станции Советская Гавань-Сортировочная. Величественный маршрут, пересекающий страну поперёк, будто специально создан, чтобы показать ту Россию, куда редко добираются туристы. Идея построить БАМ возникла ещё в начале 1930 годов, но история распорядилась иначе: большая стройка была отложена на долгие годы войной и другими событиями.

Невероятной красоты зимний пейзаж байкало-амурской магистрали.
Лишь в 1974году строительство магистрали снова превратилось в общественную идею. На восток один за другим уходили поезда с рабочими, инженерами, комсомольскими бригадами – людьми, искренне уверенными, что они прокладывают дорогу в новое время. Им предстояло прорубиться сквозь тайгу, выйти на просторы Станового нагорья и пересечь семь горных хребтов подряд. Они возводили мосты, пробивали тоннели, ставили на карте новые посёлки и при этом стремились, чтобы каждая станция отличалась от других – имела свой облик, характер и свою маленькую историю. Сегодня путешествие по БАМу – это возможность увидеть ту самую Россию, куда обычно не ведут туристические проспекты. Из окна вагона перед глазами медленно разворачивается бескрайнее зелёное море тайги, где сосны тянутся к небу плотной стеной. Чуть дальше поднимаются плотные массивные, почти альпийские пики Кодара, часто укрытые снегом даже летом. Между гор – узкие ущелья, шумные реки, а также посёлки, выросшие на месте лагерей строителей магистрали – живые памятники той эпохи.
4. Туапсе – Адлер

Железнодорожная линия между Туапсе и Адлером.
Железнодорожная линия между Туапсе и Адлером – пожалуй, один из тех маршрутов, где сама природа стала самой настоящей декорацией к поездке. Здесь поезд почти всё время идёт вдоль Чёрного моря, будто нарочно повторяя изгибы побережья. И уже через несколько минут после отправления с головой окунаешься в невероятно увлекательное путешествие. За окном один за другим мелькают пляжи то широкие, галечные, то узкие полосы, спрятанные у подножия скал. Волны поднимаются так близко, что иногда, кажется, будто поезд скользит прямо по кромке воды. В солнечный день море играет оттенками от густо-синего до бирюзового, а в пасмурную погоду превращается в стальной зеркальный простор, который завораживает не меньше. Чем дальше на юг, тем больше чувствуется атмосфера субтропиков.

Магистраль Туапсе - Адлер.
Густая зелень, раскидистые пальмы, заросли инжира, аккуратные станции, утопающие в цветах. Встречаются и уютные курортные городки, и небольшие посёлки, где жизнь течёт спокойно и размеренно. Но самое удивительное – моменты, когда дорога буквально прижимается к морю. В такие секунды создаётся ощущение, что ты не в поезде, а на палубе парохода. Вода почти вплотную, воздух наполнен йодом и запахом нагретых камней, а впереди – бесконечная полоса горизонта. Путь от Туапсе до Адлера занимает около трёх часов. И неважно, выберете ли вы обычный поезд дальнего следования или скоростную «Ласточку» – оба варианта дарят одинаковое удовольствие – несколько часов наслаждаться видом моря, слушая стук колёс.
Не только железные дороги и пейзажи за окном поезда могут произвести неизгладимое впечатление, а и маяки, которые однозначно стоит посетить, путешествуя по стране.
