Водители-новички на улицах города/ Фото: rudorogi.ru
Учась в автошколе, мы судорожно запоминаем все правила. Еще бы, ведь малейшее отступление от них при сдаче экзамена грозит начислением штрафных баллов, а следовательно – прощайте заветные права! По правде говоря, в автошколах водителей готовят именно к сдаче экзаменов, а не к конкретным ситуациям на дороге. Мы зубрим билеты, порой не понимая, почему в той или иной ситуации нужно действовать именно так, а не иначе. А сдача экзамена на вождение сводится к правильному выполнению конкретных маневров, опять же без учета дорожной ситуации.
Что происходит после сдачи экзамена на права
Водитель после сдачи экзамена на права/ Фото: techinsider.ru
Но как только мы получаем водительское удостоверение, то почти все, чему учили в автошколе, вылетает у нас из головы. В результате некоторые начинают считать себя асами за рулем, которым все нипочем, а другие боятся этого самого руля, не могут контролировать скорость, неуверенно чувствуют себя на дороге и превращаются в «чайников», которых гнобят остальные участники дорожного движения.
А между тем, о правилах (и здесь имеются в виду не только правила дорожного движения) забывать ни в коем случае нельзя, ведь на дороге это может очень дорого стоить.
Согласно статистике, в 99 % аварий виноваты именно водители. Многие из них – новички. Когда на соседнем кресле сидит инструктор и контролирует ваши действия, вы расслабляетесь и теряете чувство опасности. Потом, когда переходите к самостоятельному вождению, целиком полагаетесь на приборы, благо ими в избытке напичканы современные авто.
Но водитель должен сам чувствовать автомобиль. В этом поможет только практика. Ну и, конечно, нельзя пренебрегать правилами. Они не только уберегут от штрафа, но и спасут в критических ситуациях.
Вот несколько важных правил, о которых автомобилисты забывают после сдачи экзаменов в автошколе и получения водительского удостоверения.
1. Не так сел!
Осанка водителя за рулем очень важна/ Фото: ohranatruda.of.by
Правильная, удобная посадка – залог безопасности движения. Как ее настроить:
2. Где руки?
Как правильно держать руль автомобиля?/ Фото: автошкола-каменск-уральский.рф
Естественно, у водителя руки должны быть на руле. Но как правильно держать руль? Забыли? Вот именно поэтому руки некоторых автолюбителей сползают в нижнюю часть руля. А кто-то вообще держит рулевое колесо одной правой руковй, в то время как левая рука мирно покоится на открытом окне или набирает СМС-сообщение на смартфоне.
По правилам, руки должны располагаться на руле, если принять его за циферблат, на 10 часов и 2 часа. Раньше это было 9 часов и 3 часа, но эксперты, проведя ряд краш-тестов, утвердились во мнении, что положение рук на руле на 10 часов и 2 часа улучшает управляемость и снижает время реакции в непредвиденных ситуациях.
3. Зачем гудишь?
Звуковые сигналы за рулем/ Фото: aif.ru
Подача звуковых сигналов в ПДД строго регламентирована. В городе можно сигналить в экстренных случаях с целью предотвращения аварии, а за его пределами – еще и для предупреждения об обгоне. И все! Если будете гудеть свадебному кортежу, приветствуя знакомого или выражая негодование действиям рядом едущего «козла», то нарветесь на штраф. Ах, как неожиданно!
4. Неправильно паркуешься!
Парковка параллельно тротуару/ Фото: autofakty.com
Вряд ли кто даже среди опытных автомобилистов помнит знаки, регулирующие положение автомашины относительно тротуара при парковке. В Правилах дорожного движения это группа знаков от 8.6.1 до 8.6.9.
На самом деле все просто: если видите знак 8.6.1, то паркуйтесь параллельно тротуару, а если в ваше поле зрения попал знак 8.6.6, то поставьте машину передом к бордюру. Только так, а не боком, задом-наперед, наискосок или сразу на два парковочных места – лишь бы было удобно. В противном случае не удивляйтесь, если вас оштрафуют.
5. Знак «Стоп» – это не игрушки!
Знак остановки автомобиля/ Фото: avtozvuk-info.ru
Знак «Стоп» – очень важный элемент, требующий особого внимания. Его устанавливают не где попало, а в местах повышенной опасности. С этим знаком обычно соседствует стоп-линия. Нужно остановиться перед ней (или перед краем пересекаемой проезжей части), подождать несколько секунд, осмотреться по сторонам, убедиться в отсутствии помех и только потом ехать дальше.
В ПДД не указано, на какое количество времени необходимо замереть перед знаком. Но эксперты советуют постоять хотя бы три секунды. За это время отслеживающая аппаратура успеет зафиксировать соблюдение правил. А водитель успеет среагировать на внезапно выехавшего коллегу или пешехода, выскочившего на проезжую часть.
6. Неправильно перестраиваешься!
Перестроение автомобилей должно быть правильным/ Фото: pricep-vlg.ru
При перестроении мало включить поворотники – нужно еще убедиться, что ваш маневр не мешает другим участникам движения. На дорогах нередки ситуации, когда перестраиваются два автомобиля. И тут у того или другого есть приоритет. Если перестраиваетесь вы, то вы и должны уступить тому, кто начал перестроение раньше.
7. Пропусти пешехода!
Пропуск пешехода на нерегулируемом переходе/ Фото: vk.com
До некоторого времени не было правила пропускать пешеходов на нерегулируемом переходе. Тут уж кто успеет! Но теперь такое правило есть, и его нужно соблюдать в целях безопасности участника дорожного движения без транспортного средства. По правилам, если пешеход только ступил на «зебру», идущие машины должны остановиться. И неважно, что вы едете по крайней левой полосе и успеваете проехать переход до того, как пешеход приблизится к вашему автомобилю!
Вспомните, что было бы, если при сдаче экзамена на вождение вы бы пренебрегли этим правилом? Тогда в роли пешехода выступали бы сами!
8. Властелин колец
Круговое движение/ Фото: wikipedia.org
Много вопросов вызывает круговое движение. Проезд по кругу регламентируется правилами. Мы о них помним только перед сдачей экзамена, а потом забываем и проезжаем кольца, как хотим. А ведь нужно включать поворотники, ехать по определенной части окружности и т.д. Если забыли, то откройте ПДД и почитайте!
9. Почему не пристегнут?
Водитель и пассажиры должны быть пристегнуты ремнями безопасности/ Фото: zr.ru
Не ждите этого вопроса от сотрудника ГИБДД. Пристегивайтесь всегда и приучите к этому пассажиров. Пристегивание ремнем безопасности перед началом движения должно доходить до автоматизма. Не зря же в названии этого элемента присутствует слово «безопасность». Ремень реально спасает жизнь во время аварии.
10. Запускай двигатель на нейтралке
Нейтральная передача/ Фото: race-masters.ru
Если у вас автомобиль с МКПП, то запускать двигатель нужно на нейтральной скорости. Если не переключиться на нейтралку, то машина резко «скакнет» вперед, может врезаться в другой транспорт, и ваше путешествие закончится, еще и не начавшись. Поэтому всегда проверяйте нейтраль и запускайте мотор с выжатым сцеплением.
Если же у вас автомобиль с АКПП, то заводите двигатель в режиме «паркинг». Это защитит вас от неприятных сюрпризов.
В этом же пункте стоит упомянуть о езде на ручнике. При длительной стоянке авто фиксируется ручным тормозом. И это правильно! Но не следует забывать снять машину с ручника, когда вы начинаете движение. Это типичный «провал в памяти» многих новичков. А посему, уважаемые автолюбители, смотрите на предупреждающую лампу на панели приборов.
Снимая машину с ручника, делайте это до конца. Бывает, что водитель не разблокировал стояночный тормоз, а лишь приотпустил его. Тормоз затягивается на несколько щелчков. Перед началом движения убедитесь, что вы полностью его отпустили.
11. Не гони!
Ограничение скорости 80 км в час/ Фото: drivenn.ru
Получив права, водитель автоматически не становится асом, даже если ему посчастливилось стать обладателем спортивной машины. Контролировать автомобиль на высокой скорости могут только опытные водители. А посему не стоит сразу же разгонять своего «железного коня» до предельной скорости. Это что касается езды по трассе (хотя, и там существуют ограничения).
А теперь об ограничениях скорости при езде по городу. Если установлен знак «80», то можно ехать со скоростью 80 км/ч, если «60» – то 60 км/ч, если «40» – то 40 км/ч. Это обусловлено безопасностью.
Да, в правилах предусматривается допустимое превышение в 19 км/ч. Но, во-первых, это только на неопасных участках. А во-вторых, за такое превышение вас не оштрафуют, но это не значит, что там, где установлено ограничение «60», можно ехать со скоростью 79 км/ч. Можно-то можно, но только формально.
Не забывайте о безопасности! Знаки устанавливают не просто так. Особенно важно соблюдать скоростной режим во дворах, жилых массивах, возле детских учреждений.
12. Соблюдай дистанцию!
Автомобили в потоке, едущие на расстоянии друг от друга/ Фото: rudorogi.ru
ПДД – документ несовершенный, требующий доработки. Так, пунктом 9.10 предписано соблюдение дистанции до движущего впереди транспортного средства. Но там не указано никаких цифровых значений – написано только, что интервал должен обеспечивать безопасность движения. Так на каком расстоянии держаться от впереди идущего авто?
По мнению экспертов, дистанция должна составлять 2/3 кузова. Это значение применимо и для бокового интервала. Понятно, что в крупных мегаполисах в условиях пробок автомобили прижимаются друг к другу на расстояние пятирублевой монеты, вот поэтому и бьются на ровном месте. Но тут уж по-другому никак!
13. Разгон, торможение, переключение передач
Разгон машины/ Фото: 1gai.ru
Правильный разгон, торможение и переключение передач приходят с опытом. Водители-новички зачастую «не понимают» собственное авто, ведь в автошколе учились на других машинах. Поэтому и слишком рано меняют передачи, неоправданно рано или поздно тормозят, ездят с невыключенным сцеплением.
Для решения этих проблем стоит взять дополнительные уроки у автоинструктора, но уже на своей машине.
Если в перечисленных пунктах вы узнали себя, то стоит пересмотреть свои водительские навыки и избавиться от нехороших привычек. Пусть ваше вождение будет если и волнующим, то приятным, а не стрессовым! Как говорят умные люди, учиться лучше на чужих ошибках.
Интересно также узнать, как обманывают водителей при замене масла в коробке-автомат.