Технический прогресс нивелировал ограниченные физические возможности человека, а спецтехника еще больше расширила горизонты. Машины особого назначения выполняют все тяжелые работы, а их производительность и функционал растет вместе с развитием технологий. В нашей подборке восемь моделей спецтехники, оставляющих неизгладимое впечатление мощью и функционалом.
1. Куда-то вдаль зовут нас шпалы…
Plasser&Theurer SVM 1000 I на прокладке железных дорог в Индии. /Фото: plassertheurer.com
Существуют различные модели путеукладочных машин, но SVM 1000, произведенная австрийской фирмой Plasser&Theurer, ярко выделяется на их фоне своими размерами и возможностями. Комплекс растянулся на целый километр и весит почти 800 тонн. Производительность также невероятная – SVM 1000 может работать круглосуточно. Но, главное, эта уникальная спецтехника не укладывает готовые секции, а собирает их прямо на месте. За один проход супермашина выполняет весь цикл работ: насыпает балластный слой, монтирует шпалы и прикрепляет к ним рельсы. По сути, это мобильный автоматизированный сборочный конвейер, на рабочие платформы которого установлено все необходимое оборудование.
2. Ломать тоже надо уметь
Caterpillar 390DLME в парке спецтехники группы компаний «КрашМаш». /Фото: crushmash.com
Хотя и говорится, что ломать – не строить, но сносить здания надо уметь. В условиях городской застройки сооружения приходится разбирать аккуратно и особенно сложно это делать в случае высотных объектов. С подобной работой легко справляется экскаватор-разрушитель 390DLME, совместная разработка компаний Caterpillar (США) и Kocurek Excavators Ltd (Великобритания). В полном снаряжении он весит 150 тонн, а максимальная длина стрелы составляет 60 метров. Внушительная масса демолюшена позволяет использовать разнообразное навесное оборудование, в том числе экскаватор легко оперирует сверхмощными гидроножницами весом в 10 тонн.
Caterpillar 390DLME – первый в России демолюшен с эффективным механизмом пылеподавления (на конце стрелы расположена орошающая система). Кроме того, на данный момент он считается самым большим экскаватором-разрушителем в РФ.
Познавательный факт от Novate.ru: Экскаваторы-разрушители называют демолюшенами или демоляторами. Термины произошли от английских слов «Demolition» – снос и «Demolator» – разрушитель.
3. Под колеса стелется дороги полотно…
SUPER 3000-3 быстро уложит и автобан, и взлетную полосу. /Фото: wirtgen-group.com
Дороги «сшивают» страну, связывая различные регионы и давая импульс экономике. Асфальтоукладчиков на рынке существует немало, самых разных типов, от суперкомпактных до тяжелых машин. В последнем сегменте рекорды ширины бьет агрегат SUPER 3000-3, выпускаемый немецкой компанией VOGELE. Эта мощная машина оснащена по последнему слову техники и способна уложить асфальт на четырехполосный автобан без единого шва. Пропускная способность SUPER 3000-3 – 1800 тонн смеси в час, ширина укладки составляет 18 метров, а гидравлическая регулировка хода трамбующего бруса позволяет одним нажатием кнопки выбирать оптимальный ход в зависимости от толщины слоя.
4. Удар, еще удар…
Дробилка R6 надежно работает в тяжелых условиях, выдавая фракции отличной формы. /Фото: keestrack.com
Дробление пород для разделения на фракции требует мощной техники. Мобильная ударная дробилка R6 бельгийской компании Keestrack успешно работает в самых тяжелых условиях, обрабатывая до 500 тонн в час. Производительность обеспечивается за счет передовых технологий, в том числе не имеющей аналогов геометрии дробилки. При массе 50 тонн машина достаточно компактна, надежна в эксплуатации и проста в установке, что повышает ее мобильность, а чувствительная к нагрузке гидросистема снижает потребление дизтоплива на 25%.
5. Вспыхнет в туннеле свет…
S-880 на прокладке подводного туннеля Tuen Mun – Chek Lap Kok Link. /Фото: herrenknecht.com
Эпоха кирок ушла безвозвратно, сегодня под землей в породу «вгрызаются» мощные туннелепроходческие комплексы. И диаметр их растет год от года. Размер машин впечатляет, для полного ощущения высоты проходческого щита можно представить себе пятиэтажный дом. Самый большой в мире туннелепроходческий комплекс создала немецкая компания Herrenknecht по заказу специалистов совместного предприятия Dragages-Bouygues, работающих над проектом в Гонконге. Диаметр проходческого щита S-880 составил 17.6 м, а длина самой машины растянулась на 120 метров.
6. Копать без остановки
Люди на фоне гигантской махины кажутся муравьями. /Фото: bilimseldunya.com
Горнодобывающим машинам в принципе не свойственны маленькие размеры, но экскаватор SRs 8000 – настоящий колосс, подавляющий своими гигантскими габаритами. Он еще известен под названием Bagger 293. Исполинскую спецтехнику построила немецкая компания TAKRAF GmbH в 1995 году и до сих пор этот экскаватор считается самым большим в мире. Его масса составляет 14200 тонн, а размерами он лишь слегка уступает пирамиде Хеопса. При этом махина относительно мобильна – имеет гусеничный ход и может неспеша передвигаться со скоростью 0.6 км/ч. SRs 8000 базируется в Германии и добывает уголь в открытом карьере Hambach, ежедневно перемещая 240 тысяч кубометров породы.
7. Стрела все выше и выше
При помощи мобильного Liebherr LTM 11200-9.1 смонтировали стационарный поворотный кран. /Фото: lectura.press
Современное строительство подразумевает погрузочно-разгрузочные работы с перемещением тяжелых предметов не только по горизонтали, но и вертикали. Вездеходному крану LTM 11200-9.1 производства немецкой компании Liebherr по плечу любая высота, а максимальная грузоподъемность составляет 1200 тонн. Он поставлен на шасси с девятью осями, каждая из которых управляется, что позволяет ему легко маневрировать даже с малыми радиусами разворота. LTM 11200-9.1 быстро дооснащается, экономичен в транспортировке и считается самым большим мобильным краном в мире с самой длинной телескопической стрелой.
8. Шагать по горам, по рекам
Menzi Muck M545x легко пройдет по пересеченной местности. /Фото: menzimuck.com
Современные экскаваторы уже не просто копаются в земле, перебираясь с место на место, но и решают гораздо более сложные задачи. А еще они давно научились ходить, перешагивая препятствия и взбираясь по крутым склонам. Существуют разные модели экскаваторов-пауков, но M545х, разработанный швейцарской компанией Menzi Muck, вырвался в лидеры сразу же после показа на выставке строительного оборудования Bauma в 2019 году. Если для другой техники есть ограничения по передвижению, то для этой машины нет ничего невозможного. Подвижное шасси M545х легко подстраивается под любой рельеф: экскаватор проберется через лесоповал, вскарабкается на крутые склоны гор, дамб и насыпей, и даже спустится в водоемы (на глубину до двух метров).
К сожалению, есть спецтехника, которая используется во зло. Например, для того, чтобы разгонять мирные демонстрации.