Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Машины    



Первой советской самоходкой на базе танков Т-34 стала небезызвестная Су-85 с пушкой Д-5СВ5. Бронетехнику, вооруженную 85 миллиметрами, в Красной армии ждали давно. К сожалению, новинка не успела к Курскому сражению, впервые вступив в бой только осенью 1943 года. Тем не менее с первых дней Су-85 показала себя с лучшей стороны, став серьезным подспорьем для советских войск. При этом прием первого «Сухарика» на базе Т-34 во многом был мерой не только вынужденной, но и с самого начала временной. Ведь еще до попадания Су-85 на фронт в ходе испытаний на трофейной немецкой технике было выявлено несколько недостатков нового орудия.


Отличная самоходка, но был нюанс. /Фото: rutube.ru.

Отличная самоходка, но был нюанс. /Фото: rutube.ru.


Хотя пушка Су-85 превосходила любую другую противотанковую артиллерию, испытуемую советской бронетехникой в качестве главного калибра, она все еще была недостаточно мощной для гарантированного поражения в лобовую проекцию вражеских танков как с рациональным, так и с «излишне» утолщенным бронированием. В частности быстрые и легкие бронебойные снаряды пушки Д-5СВ5 испытывали сложности с броней танков «Пантера». САУ «Фердинанд» советская Су-85 и вовсе могла пробить только в борт. Поэтому еще в августе 1943 года вышло распоряжение ГКО о создании более мощного артиллерийского вооружения для отечественных самоходок.

Требовалось еще что-то более мощное. /Фото: bigenc.ru.

Требовалось еще что-то более мощное. /Фото: bigenc.ru.


Первоначально советские конструкторы с «Уралмашзавода» подумывали об установке на уже созданное шасси Су-85 пушки калибра 122 мм. За основу было решено взять корпусную 122-мм пушку Д-25. Однако, уже первые расчёты показали, что установить Д-25 на Су-85 без серьезной переделки корпуса машины никак не получится. К тому же упомянутое орудие вело к увеличению массы самоходки минимум на 2.5 тонны, значительному снижению скорострельности и боекомплекта. Параллельно прорабатывался вариант с возможностью установки на шасси Су-85 152-мм гаубицы Д-15. Однако в этом случае конструкторы пришли к выводу идентичному описанному выше. К началу ноября специалисты предприятия сделали заключение о том, что наиболее оптимальным вариантом станет использование какого-нибудь орудия калибра от 100 до 107 мм.

Серьезная машина. /Фото: war-book.ru.

Серьезная машина. /Фото: war-book.ru.


При этом после недолгих размышлений приоритет был отдан работам по созданию именно 100-мм пушки, так как с кандидатом на роль 107 мм орудия были «некоторые проблемы». Дело в том, что подходящая пушка в Союзе была – 107-мм дивизионная М-60. Однако, к 1943 она уже два года как не выпускалась советской промышленностью. Поэтому было решено найти что-то такое, что отечественные заводы выпускаю прямо сейчас. Искали и нашли… Главным кандидатом на роль 100-мм орудия самоходки стала корабельная пушка 1940 года разработки Б-34. В своем время эта же пушка рассматривалась в качестве главного орудия для тяжелых танков ИС-2 (в итоге поставили 122 мм). Теперь корабельную пушку захотели поставить на шасси Т-34. Адаптированный вариант орудия получил название С-34. Однако, в начале 1944 году с новой 100-мм возникли неожиданные сложности.

Серьезная машина была. /Фото: pochtento.ru.

Серьезная машина была. /Фото: pochtento.ru.


Проделанная работа ярко проиллюстрировала, что просто так впихнуть С-34 в корпус самоходки Су-85 не получится. Пушка оказалась слишком большой и тяжелой из-за чего шасси и корпус самоходки предстояло подвергнуть серьезным изменениям. Это не удовлетворяло комиссию по вооружениям, так как крупная переработка конструкции самоходки (а переделывать предстояло, в том числе трансмиссию!) сдвигала сроки поступления нового вооружения в Красную армию. Параллельно выяснилось, что для корабельной Б-34, а вместе с тем и «самоходной» С-34 нет бронебойных снарядов. Разработать последние было реально, однако это требовало еще больше времени… Проблему предстояло решить специалистами «Завода №9», которые предложили оперативно создать новую пушку, получившую в дальнейшем индекс Д-10С и способную полностью удовлетворить запросы разработчиков новой САУ.

Ощутимо помогла армии. /Фото: florcvet.ru.

Ощутимо помогла армии. /Фото: florcvet.ru.


В итоге специалисты «Уралмашзавода» в 1944 году двигались по двум направлениям. Перспективное: создание Су-100 с пушкой Д-10С; альтернативное - создание Су-100-2 с пушкой С-34. В апреле-мае 1944 года сотрудники предприятия начали тестирование обоих прототипов. В ходе испытаний самоходки прошли до 900 км пробега и отстреляли до 1 050 выстрелов, в том числе по трофейным «Тиграм», «Пантерам» и «Фердинандам». Хотя справиться с лобовой броней немецкой тяжелой САУ, новые «Сухарики» все еще не могли, улучшенные самоходки все же уверенно поражали немецких «котов» на дистанции в 1.5 км. В итоге предпочтение по совокупности факторов комиссия все-таки отдала более простой в освоении для производства Су-100 с пушкой Д-10С. Первые самоходки пошли в войска и поучаствовали в боях уже в сентябре 1944.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте про ИС-7 - танк, опередивший свое время, но не пошедший в серию.


Обратите внимание:







5066
5.09.2024 20:44
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё