Люди часто испытывают стыд за свои слова, поступки, решения. И это вполне нормальное человеческое качество, которое является показателем наличия совести и ответственности, а также сдерживающим фактором, которые не позволяет нарушать общепринятые правила. Однако в некоторых ситуациях стыд не только лишний, но и вредный для психоэмоционального состояния. Novate.ru рассказывает, с каким неоправданным стыдом нужно бороться.
1. Мне стыдно из-за проблем с одеждой
Не нужно стыдиться, если вы обнаружили стрелку на колготках. / Фото: en.postila.io
Героини наших любимых фильмов каждую серию надевают новый роскошный костюм и используют шопинг в качестве средства от всех болезней. К сожалению, далеко не у всех людей есть возможность покупать себе пару брендовых туфель каждый раз, когда начальник испортил настроение. Жизнь – это не сериал, и если ваша одежда является удобной, хорошо выглядит и прекрасно на вас сидит, вам не должно быть за нее стыдно, даже когда в шкафу лежит всего несколько футболок и пара джинсов. И конечно, не стоит заливаться краской стыда, если на колготках появилась стрелка или посреди рабочего дня заел замок на платье. Это вполне стандартная ситуация, которая может случиться со всеми, и в произошедшем нет вашей вины. Да и окружающие вряд ли обратят на это внимание, а если и обратят, то точно не осудят.
У многих девушек есть одна схожая проблема: они считают, что не могут пойти в одном и том же платье на два разных мероприятия, ведь это четко укажет на их «тяжелое финансовое положение» или отсутствие вкуса. На самом деле, проблема появится, если вы каждые выходные будете тратить деньги на покупку нового наряда. В результате вы наденете его один-два раза и оставите пылиться в шкафу. Как итог – пустой кошелек и полный гардероб ненужных вещей.
2. Мне стыдно допустить ошибку в новом начинании
После месяца игры на гитаре не получится стать виртуозным музыкантом. / Фото: mywishlist.ru
К сожалению, нельзя стать прекрасным поваром, великим художником или отличным специалистом в компьютерной сфере по велению волшебной палочки. Знания, умения и навыки не приходят сразу, нужно время, чтобы набраться опыта. Да, в течение некоторого времени придется учиться на своих ошибках, выбрасывать в мусорное ведро неудачные рисунки и невкусные блюда. Однако каждая неудача – это еще один кирпичик в строительстве вашего профессионализма. Здесь самое главное – не сдаваться и упорно двигаться к своей цели, поднимаясь после каждого падения. Вам не должно быть стыдно за то, что у вас не получается что-то запомнить или выполнить с первого раза, ведь вы только начинаете свой путь в этом направлении.
Например, если ваша вторая половинка родом из Англии, и вы хотите в совершенстве овладеть ее родным языком, просите партнера о помощи, а не стесняйтесь разговаривать при нем. Да, возможно, некоторые слова и произношение вам даются с трудом, вы теряетесь во временах и говорите со смешным акцентом, однако с начала вашего обучения прошло лишь пару месяцев, поэтому главные успехи впереди.
3. Мне стыдно отказывать людям
Отказывать не стыдно, если на кону ваши желания. / Фото: pinterest.nz
Предположим, вы работаете официантом. Из-за большого потока посетителей вы долго не могли себе взять выходной, а когда наконец босс сжалился и дал пару дней свободы, решили поехать на дачу, чтобы отдохнуть от городского шума и побыть пару дней наедине с собой и своими мыслями. Незадолго до отъезда вам позвонил коллега и попросил перенести свои выходные и подменить его, так как «на личном фронте проблемы, которые срочно нужно решить». Вы входите в его положение и жертвуете собственным отдыхом для того, чтобы он смог наладить отношения со второй половинкой. С одной стороны, вы поступили как хороший друг и прекрасный человек. Но с другой – вам придется еще несколько недель ждать выходных, чтобы элементарно выспаться, не говоря уже о чем-то большем.
Зачастую люди говорят «да» даже в тех случаях, когда с удовольствием отказались. Им просто стыдно произнести слово «нет», ведь в этом случае они испортят о себе впечатление и испортят отношение с коллегой/другом/родственником. Однако гораздо лучше ответить отказом и жалеть об этом в течение нескольких минут, чем согласиться и сожалеть несколько дней, месяцев и даже лет. Обозначьте границы собственной свободы, заставив людей уважать свой дружелюбный, но твердый отказ. И помните: вам не должно быть стыдно за том, что вы ставите свои желания превыше других.
4. Мне стыдно заниматься спортом рядом с другими людьми
Групповые тренировки не должны смущать. / Фото: sportobzor.ru
Мы редко выглядим так же идеально, поднимая штангу или выполняя скручивания, как спортсмены или фитоняшки на фото в инстаграме. Именно поэтому мы очень стесняемся заниматься в тренажерном зале вместе с другими ребятами, искренне считая, что они будут смеяться над нашими непривлекательным внешним видом или неумелыми попытками выполнить упражнение. Однако на самом деле окружающие люди заняты своей физической подготовкой, им нет до нас никакого дела.
Многие ребята на своих страницах в соцсетях пишут, что им некомфортно заниматься рядом с другими, потому что они сильно потеют, громко дышат или очень эмоционально реагируют на все происходящее. Поэтому они предпочитают заниматься дома, включив видео на Ютьюбе, и предварительно закрыв окна и двери. Но отказываться от профессионального инвентаря и возможности заниматься среди своих единомышленников из-за необоснованного чувства стыда – это неправильно.
5. Мне стыдно требовать компенсацию
Если вам подали некачественное блюдо в ресторане, скажите об этом. / Фото: restteam.ru
Кость в блюде, неудачный маникюр, платье с дефектами, бракованная бытовая техника – все это поводы для выражения претензий. Не стоит молча проглатывать обиду и идти в сервисный центр, чтобы вам починили только купленный (!) блендер. Специалисты советуют для начала просто выразить свое недовольство и попросить переделать то, что не нравится, или обменять неисправный товар. Если исправить ситуацию нет возможности, плохое настроение клиента все равно должно быть компенсировано.
Есть несколько вариантов:
• обмен продукции или возврат товара;
• новая услуга за счет заведения;
• вручение бонусной карты или скидка на товар;
• единовременная финансовая выплата.
Эти вопросы обычно решает менеджер, управляющий либо владелец кафе, магазина, салона красоты или другого заведения. Да, ситуация неприятная, но не вы ее спровоцировали, а значит, не вам стыдиться. Вы имеете полное право получить компенсацию.
Кстати, о кафе: советуем вам прочитать про 8 особых приемов, которыми пользуются рестораны, чтобы сбить с покупателя побольше денег