Пале-Рояль давно стал символом прогрессивных идей и неожиданных трансформаций, проводимых монаршим семейством. Изначально, роскошная резиденция, построенная в XVII для кардинала Ришелье была прекрасным частным особняком в центре Парижа, но когда она перешла во владение королевской семьи, тут то и случился поворот. Поскольку содержать недвижимость дело накладное даже для монархов, к середине XVIII герцоги Орлеанские превратили дворец в центр общественной жизни Парижа, включая игорные заведения, ночные развлечения и утехи с барышнями.
1. С легкой руки кардинала Ришелье
Роскошный королевский дворец в XVIII веке превратился в главный развлекательный центр Парижа (Palais Royal, Париж). | Фото: snippetsofparis.com.
В историческом центре Парижа, напротив Лувра, в XVII веке был построен дворец для кардинала Ришелье (Palais Royal, Париж). | Фото: etoretro.ru.
В Париже, напротив северного крыла Лувра, находится уникальный дворцовый комплекс, известный своими неожиданными трансформациями (как для такого рода архитектурных объектов). В 30-х годах XVII века лакомый кусок земли в центре Парижа принадлежал кардиналу Ришелье, который очень грамотно им распорядился. С помощью придворного архитектора Жака Лемерсье, работы которого можно увидеть до сих пор (реконструкция «Квадратного двора» Лувра, некоторые строения Сорбонны), он вознамерился возвести роскошный дворец, который тешил бы его амбиции и подчеркивал власть и влияние.
Дворец был построен по проекту известного королевского архитектора Жака Лемерсье (Palais Royal, Париж).
Опытный архитектор, который к тому времени выработал свой собственный стиль (на основе римского классицизма, барокко, флорентийского маньеризма) смог реализовать мечту кардинала в полном объеме. Уже в 1636 году в центре столицы Франции красовался великолепий архитектурный ансамбль в стиле французского барокко, в который входили: дворец, площадь и парк. Вся эта красота в тот период носила название Palais-Cardinal (Пале-Кардиналь или Кардинальский дворец). Всего 6 лет кардинал Ришелье наслаждался красивой жизнью в построенном с учетом всех модным пристрастий знати того времени дворце, но ничего на этой земле не бывает так скоротечно как жизнь человеческая, даже если это и сам кардинал католической церкви.
2. Как роскошный особняк с кардинальского дворца превратился в королевский
Palais Royal превзошел в роскоши и красоте королевские дворцы (Париж).
Поскольку кардинал Ришелье своевременно позаботился о том, что будет с недвижимостью после его ухода в мир иной, сразу после скорбного события дворец отошел королевской семье. Начиная с 1642 года Кардинальский дворец стал называться Пале-Рояль (Palais-Royal, что в переводе с французского – королевский дворец.
Только глядя с высоты можно понять масштаб дворцового-паркового комплекса и почему король не мог простить кардиналу такого размаха (Palais Royal, Париж). | Фото: labiosthetique.com.
Так выглядел парк в XIX веке, когда был открыт для публики (Palais Royal, Париж). | Фото: inplacescityguide.com.
Исторический факт: Стоит отметить, что Ришелье не от большой любви к короне подарил роскошный архитектурный комплекс. По свидетельствам историков, кардинал настолько увлекся гигантоманией и украшательством своей обители (огромная площадь, запредельная роскошь, уникальная коллекция произведений искусства, небывалой красоты парк), что она затмила королевский дворец. Такое своеволие не могло остаться незамеченным, реакция короля Людовика XIII последовала незамедлительно. Монарх при каждом случае высказывал свое недовольство и делал это до тех пор, пока Ришелье не подписал дарственную, которая гарантировала, что все имущество кардинала после его смерти достанется Людовику XIII. Осчастливленный король не успел в полной мере получить удовлетворение, поскольку этот дворец сразу же заняла вдовствующая королева Анна Австрийская и юный Людовик XIV. А спустя всего год сам король покинул этот мир.
Герцоги Орлеанские кардинально изменили функционал дворца (Palais Royal, Париж). | Фото: etoretro.ru.
В XVIII веке обновили фасад и интерьеры дворца, также появилось огромное количество колонн и аркадных галерей.
С тех пор в Пале-Рояле то и дело поселялись значимые для королевства люди, исключение составляла лишь фаворитка подросшего Людовика XIV, которой отдали один из флигелей. С легкой руки короля, просчитавший все потери, которые несла казна из-за его содержания, в 1661 году он попросту подарил его брату – принцу-регенту герцогу Филиппу Орлеанскому. Эта ветвь монаршего семейства кардинально изменила не только облик дворцово-паркового комплекса, но и его предназначение.
3. Королевский дворец превратился в главный центр общественной жизни Парижа, включая ночную
Королевский дворец и парковая зона превратились в популярный развлекательный центр для парижан и гостей столицы (Palais Royal, Париж). | Фото: passerelles.essentiels.bnf.fr.
Аркадная колоннада стала главной точкой сбора «ночных бабочек», куда съезжались состоятельные кавалеры (Palais Royal, Париж). | Фото: passerelles.essentiels.bnf.fr.
Постепенно герцогская династия Орлеанских (титул носил принц крови, второй сын короля или старший из младших братьев короля, которые могли наследовать трон, если пресекалась основная линия) начала реорганизацию дворца. Вначале был организован выставочный зал, где прошли первые в мировой истории художественные выставки. Затем (в начале XVIII века) апартаменты обновили, оформив их в модном на тот момент стиле рококо, а прекрасный парк открыли для посещений всех желающих, что очень понравилось горожанам (хотя и не спасло от разорения во время революции). Помимо того, что аллеи превратили в общественное место для прогулок, среди парка появилась арена для скачек, а на главной площади возвели величественные колоннады и аркадные галереи.
Во дворце открылось множество игровых залов, бутиков, ресторанов, торговых точек и даже бордели (Palais Royal, Париж). | Фото: etoretro.ru.
Торговые ряды были организованы и во внутреннем дворе (Palais Royal, Париж). | Фото: passerelles.essentiels.bnf.fr.
Далее еще больше невиданных новшеств появилось во дворце. Одно крыло было снесено, а на его месте построили театр, где размещался Комеди Франсез (Comedie Francaise). Первый этаж перестроили, чтобы сдавать помещения в аренду, в нем начали открываться самые модные клубы и кофейни Парижа, игорные дома и рестораны, бутики, салоны, а площадь Пале-Рояля с ее величественными колоннами и аркадами стала местом сосредоточения ...парижских проституток. Вплоть до Французской революции Пале-Рояль ассоциировался с невиданной роскошью, развлечениями на любой вкус и разгулом безнравственности.
4. Как чреда революций повлияла на Пале-Рояль
Парковая зона до сих пор является излюбленным местом отдыха горожан и гостей Парижа (Palais Royal, Франция).
Во время Французской революции (1789-1799 г.) унесшей десятки тысяч жизней и уничтожившей множество дворцов и замков, дворец Пале-Рояль был национализирован, а его владелец Филипп Орлеанский, взявший имя Филипп Эгалите, также изменивший название дворца (в угоду революционерам), вскоре был казнен, как и король с королевой. То, что осталось после разгрома, вскоре было восстановлено и использовалось практически в том же направлении, только с меньшим размахом. После падения Империи Наполеона дворец преобразовали в Офицерский Клуб для русского гарнизона, находящегося в Париже с 1814 по 1818 гг. В тот период нижний этаж дворца был занят оружейными мастерскими и складами, на втором – процветали игорные заведения, а вот третий этаж занимал бордель, где организовывались «тайные» свидания с парижскими барышнями.
С конца XIX королевский дворец отдали в распоряжение государственным учреждениям (Palais Royal, Париж).
Поскольку это было время восстановления монархии, то дворцом снова распоряжался король, который сам решал кому пожаловать резиденцию в центре Парижа. Вплоть до 1871 года, когда дворец практически выгорел дотла во время Сентябрьской революции, упразднившей монархию навсегда, им владели герцог Ришелье, еще один герцог Орлеанский Луи-Филипп I и его потомки. Никто из них не пытался превратить дворец в закрытую жилую резиденцию, а как раз наоборот, в нем один за другим открывались игорные дома, где играли по-крупному, единственное, что заведения с дурной славой по настоянию Людовика XVIII пришлось прикрыть.
Теперь в роскошных залах работают госслужащие (Palais Royal, Париж).
На первом этаже, как и прежде, находятся бутики и кафетерии (Palais Royal, Париж). | Фото: snippetsofparis.com.
Спустя всего два года после падения монархии Пале-Рояль полностью восстановили и с тех пор в нем располагаются правительственные и культурные учреждения: Государственный и Конституционного советы Франции, а также Министерство культуры и театра Comedie Francaise. А вот парковая зона и главная дворцовая площадь все так же открыта для публики, причем желающих прогуляться по прекрасному саду или посмотреть на известную аркадную колоннаду хоть отбавляй. Туристы считают свои долгом побродить по аллеям, по которым когда-то гуляли кардинал Ришелье, сами монархи и члены королевского семейства.
5. Интеграция образцов современного искусства в историческое пространство Пале-Рояля
Те самые черно-белые колонны Даниэля Бюрена, которые многие годы считались сомнительным произведением искусства (Palais Royal, Париж).
Посещение Пале-Рояля является одним из главных объектов туристических маршрутов и дело не столько в историческом достоянии, сколько в открывающейся возможности окунуться в атмосферу уникальной достопримечательности Франции. Авторы Novate.ru хотели бы отметить, что после масштабной реконструкции в 1986 году на одной части внутреннего двора Cour d’Honneur появилась арт-инсталляция в стиле ultra-modern Даниэля Бюрена, который установил 260 разной высоты колонны, облицованные черно-белыми мраморными полосками. Не все французы оценили смелое решение автора произведения, попытавшегося интегрировать современное искусство в историческое пространство королевского дворца. Затем привыкли или смирились от неизбежности свершившегося факта, и даже придумали забаву для доверчивых туристов, рассказывая им поверье. Гуляя между странными колоннами, нужно найти самую высокую и, загадав желание, бросить на нее монетку. Если трюк удастся, то задуманное непременно сбудется.
Эффектные фонтаны от бельгийского художника Поля Бюри создают динамичный фон историческому объекту Palais Royal (хотя, и они привередливым парижанам не понравились).
Вторую половину двора занимают не менее экстравагантные фонтаны бельгийского художника Поля Бюри. Фишка композиции, задуманная творцом, заключается в том, что вода не поднимается вверх, а струится по ровной площадке в виде плоского блюда, омывая основание металлических шаров. Оригинальный объект притягивает к себе внимание эффектными отблесками солнечных лучей и многократным отражением колонн, самого дворцового комплекса, посетителей и голубого неба с мчащимися облаками. Также стоит отметить, что в галереях снова работают рестораны, кафе, сувенирные лавки и бутики, организован фешенебельный отель, а вот ночные развлечения и «игра по-крупному» запрещены с тех самых пор.
Из нашего видео можно узнать, как же отапливали масштабные дворцы и замки в прежние времена:
В продолжение темы рекомендуем заглянуть во дворец «Коттедж», построенный для уединения русских императорских семейств, которые мечтали как раз отдохнуть от роскоши и многолюдных развлечений, вкусив размеренной жизни состоятельных помещиков.