Вертолет – крайне сложная машина. Для того, чтобы полностью разобраться в ее устройстве, требуется не один год кропотливой учебы и практике. Как и в любой другой машине, в вертолёте есть достаточно много весьма специфических деталей и механизмов. Например, существует так называемая «гайка Иисуса». Уже одно только название звучит интригующе. Совершенно очевидно, что это нечто исключительно важное. Так зачем же она нужна и почему ее проверке уделяют особое внимание?
Вертолет - сложный механизм. |Фото: twitter.com.
Нужно ли вообще говорить о том, что в вертолете имеется достаточно большое количество откровенно странных штуковин, которые при этом отвечают за очень важные вещи. Конечно же, все они касаются вопросов работоспособности летательного аппарата и безопасности экипажа. Ярчайшим примером такой штуки можно считать загадочную «Гайку Иисуса» или «Jesus nut». Название загадочной детали придумали американские пилоты вертолетов во время войны во Вьетнаме.
Один из компонентов винта. |Фото: livejournal.com.
Суть названия объяснятся очень просто: «Jesus nut» — это то, что в технике называют «единичной точкой отказа». Иными словами, если ломается данный элемент конструкции, то пилот уже ничего не может сделать с машиной. Кроме как «помолиться Иисусу», чтобы он его спас. Само собой, «Гайка Иисуса» достаточно прочная и надежная. Чаще всего она выходит из строя только на военных машинах, да и то лишь в те моменты, когда вертолет подвергается массированному обстрелу и многочисленным повреждениям.
Без нее работать не станет. |Фото: ok.ru.
В гражданском сегменте авиации количество крушений вертолетов из-за поломки данного элемента – очень мало. Подобные случаи буквально коллекционные в истории. Более того, в последние два десятилетия конструкторы вертолетов ушли далеко вперед, и постепенно от использования «Гайки Иисуса» отказываются. Сегодня она встречается или в самых дешевых, или в самых старых машинах.
В разобранном виде. |Фото: ok.ru.
И если с важностью описываемого элемента конструкции все более-менее понятно, то у многих наверняка остался еще один вопрос: что же делает «Jesus nut» в вертолете? Здесь все предельно просто. Данная гайка крепит втулку несущего винта машины (который большой) к редуктору. Затягивается она усилиями сразу нескольких человек, при помощи специального тарировочного ключа. Кстати, в Советском Союзе описанный элемент конструкции называли схожим образом – «гайка жизни».
Если же хочется узнать еще больше интересного, то советуем почитать про «проект Х», или Как в Советском Союзе пытались создать свой собственный винтокрыл.