С начала 1960-х годов во всем мире производители автомобилей и мотоциклов начали массово экспериментировать с новыми роторно-поршневыми моторами. Тогда предполагалось, что во многом благодаря меньшей массе они смогут едва ли не полностью вытеснить традиционные ДВС. Во всяком случае на рынке мотоциклов. Старались не отставать в данной области и советские конструкторы, которые сразу же оседлали волну тренда и принялись за собственные технические эксперименты.
В начале 1960-х годов началась настоящая РПД лихорадка. /Фото: drive2.com.
В СССР РПД заинтересовались самым плотным образом, благодаря чему на свет появился не один и не два интересных проектов с такими силовыми установками. Так, первый рабочий двигатель такого рода появился в 1961 году. Установка получила обозначение РД-250. Сделали ее специалисты Центрального конструкторско-экспериментального бюро мостостроения в Серпухове. Агрегат имел чугунный корпус и систему воздушного охлаждения. Первая модель при 6000 об/мин давала 8.5 лошадиных сил. Вторая при 9 тысячах оборотов выдавала уже 17 л.с. Советским конструкторам удалось решить сразу несколько фундаментальных проблем новых двигателей, накопив к 1964 году представительный опыт в данной области.
Такие двигатели делали по всему миру. /Фото: citroenet.org.uk.
Уже в 1970 году на свет появился первый 1-секционный РПД под индексом РД-350В с отдачей 30.5 л.с. Дорожные испытания установка проходила на мотоциклах «Днепр» К-650. Ходовые характеристики у мотоцикла были добротные, однако моторесурс двигателя никуда не годился и составлял всего 100 часов. Спустя два года появился доработанный агрегат РД-500В на 40 л.с при 6000 об/мин. Поначалу установкам также полагался механизм впрыска топлива, однако в последствии от такого технического решения отказались. Данный агрегат установили на опытную партию из 10 мотоциклов «Днепр» МТ-9, которые вышли на испытательный полигон в 1974 году.
Для испытаний использовали мотоциклы Днепр МТ-9. /Фото: drive2.ru.
Параллельно с этим появился двигатель РД-501 с воздушным охлаждением. Последнее показывало себя исключительно плохо, а потому в 1976 году в свет вышел агрегат РД-510 на 48 л.с с новейшей системой жидкостного охлаждения. В 1979 году начались испытания этой установке на опытной серии из 30 мотоциклов «Днепр». Тестировать мотоциклы отправили в самые суровые условия - в колхозы и лесохозяйства. Параллельно с этим велись работы по улучшению экологичности двигателей и повышению их надежности.
Советский мотоцикл М-73. /Фото: drom.ru.
На заре 1980-х годов советские инженеры создали установку РД-515. Этот 1-секционный двигатель при массе в 38 кг и объеме 491 см.куб на 6 тысячах оборотов выдавал 38 лошадиных сил. Двигатель получил новейшее жаростойкое никель-кремниевое покрытие. Точно такое же спустя несколько лет сделают инженеры BMW для своих установок. Данная инновация позволила радикально повысить моторесурс советских РПД – до 50 тысяч км. Испытывали агрегат на экспериментальном мотоцикле М-73.
Последним стал РД-601. /Фото: amposter.com.
Последний отечественный роторно-поршневой двигатель был создан в СССР в 1988 году. Им стал РД-601 мощностью 52 л.с при объеме 613 куб.см. Перестройка де-факто угробила разработку моторов. После развала Советского Союза инженеры отечественных предприятий уже не возвращались к этой теме. Часть разработок былой эпохи разошлась по музеям, а наиболее ценные и передовые образцы за бесценок «уплыли» заграницу в руки ведущих автопроизводителей.
В продолжение темы читайте про 5 распространенных ошибок, которые «гробят» механическую коробку передач.