Посмотрите на некоторые образцы современной артиллерии. Рано или поздно на глаза попадутся пушки с загадочной деталью, которая расположена прямо на дуле орудия и со стороны напоминает какой-то штык. Самым простым примером является отечественная гаубица Д-30. Голос разума сразу же подсказывает, что на окончании ствола пушки находится вовсе не какой не штык. Однако здесь же возникает вопрос: что это вообще такое?
Вовсе не штык. /Фото: oruzhie.info.
Как это очень часто бывает со всем, что так или иначе связано с армией и военным делом, ответ на данный вопрос пугающе прост. Совершенно очевидно, что на конце орудийного ствола находится вовсе не штык. Сложно себе представить бравых артиллеристов, которые используют пушку в качестве холодного оружия. Тем более 122-мм гаубицу, коей и является отечественное оружие Д-30. Проблема в том, что издалека догадаться о предназначении загадочной детали очень сложно, но стоит подойти ближе, как все встает на свои места.
Просто фаркоп. /Фото: karopka.ru.
На самом деле загадочный «штык» является тягово-сцепным устройством, элементом фаркопа, который используется для буксировки. Если посмотреть на гаубицу под правильный углом, то станет заметно, что «штык» является кольцом. Это может показаться странным, но на самом деле это очень удобно – иметь возможность тянуть пушку прямо за орудие.
Очень удобно возить. /Фото: otvaga2004.ru.
Кстати, создана 122-мм гаубица Д-30 была еще в 1960 году в Советском Союзе. Уже в 1978 году ее модернизировали, после чего орудие получило индекс Д-30А. С тех самых пор пушка с загадочным «штыком» на дуле стоит на вооружении ряда стран. За полувековую историю Д-30 не раз участвовала в военных конфликтах и всегда показывала себя только с лучшей стороны. По штатному расписанию для транспортировки орудия должен использоваться Урал-4320. Впрочем, справиться с такой задачей могут и другие машины.
Вот такая штучка. /Фото: techtraveling.ru.
В продолжение темы можно почитать про то, для чего на танковой пушке делают утолщение и какая от него польза.