Как правильно выбирать зимнюю резину? Фото: kp.ru
Как говорили герои одного известного сериала, зима близко! Вот и снова наступает зимний сезон. Среднесуточная температура держится на уровне от +5 до +7 градусов, и для автомобилистов это значит, что пора менять летние шины на зимние. Давайте разбираться, в чем отличия зимней резины от летней, какие бывают разновидности зимних покрышек и какие лучше купить, чтобы быть уверенным в общем уровне комфорта и надежности сцепных свойств.
1. Состав
В зимних шинах применяется особая резиновая смесь/ Фото: favorit-motors.ru
Зимние покрышки отличаются от летних по составу. В производстве зимних шин применяется особая резиновая смесь, способная при минусовых температурах оставаться мягкой и эластичной. Такие покрышки даже в сильные холода не дубеют и не теряют сцепления с дорожным покрытием.
Если же вы будете зимой ездить на твердой летней резине, это чревато увеличением тормозного пути вследствие изменения сцепных характеристик. К тому же летние шины зимой неэкономичны.
Обратная ситуация, когда вы летом ездите на зимних покрышках. При высоких температурах зимние шины увеличивают расход горючего, они становятся шумными, ухудшается управляемость транспортного средства. И опять же, зимняя резина летом неэкономична.
2. Протектор
Ламели протектора зимних шин/ Фото: hyperauto.ru
В протекторе зимних шин много мелких ламелей, обеспечивающих хорошее сцепление со снежным или ледяным покровом дорожного полотна.
3. Шипы
Шипы с зимних шинах/ Фото: kolesa.ru
Если обычный протектор недостаточно эффективен, то выбирают шипованные шины. Можно приобрести уже готовые шипованные покрышки или купить металлические шипы отдельно и поставить их в покрышки в автосервисе.
Но тут важно понимать, что шипованные шины увеличивают шумность. К тому же ездить на шипах можно только зимой, поскольку они обеспечивают хорошую сцепляемость со льдом. Сцепляемость с сухим асфальтом они, напротив, ухудшают, а также портят дорожное полотно и покрытие на парковках. Таким образом, если вы зимой ездите только по чистому, сухому асфальту, то шипованная резина – не лучший вариант.
4. Липучка
Шины-липучки подходят для многих регионов России/ Фото: koleso-profi.ru
Альтернатива шипованной резине – фрикционная или, говоря языком обывателей, липучка. Она состоит из особой резиновой смеси, а дизайн протектора с ламелями сделан таким образом, что как бы прилипает к дороге. За счет вытеснения из пространства между шиной и дорожной поверхностью воздуха и воды обеспечивается прочное сцепление с дорожным полотном, включая скользкие участки.
В отличие от шипованных покрышек, липучки тихие. Они идеально подходят для зимних условий многих регионов России. Но, эффективные на мокрой и заснеженной дороге, они не обеспечивают нужного результата на льду. Если дорога обледенела, то лучшим вариантом все-таки являются шипованные шины.
Итак, на выбор шипованной резины или липучки влияют погодные условия региона, марка автомашины и стиль вождения. Только для езды по городу лучше выбирать липучку, поскольку, как говорилось выше, шипы портят асфальт. Кроме того, липучка лучше подойдет для полноприводного авто, которое само по себе хорошо держится за дорогу. Если же зимой вы часто выезжаете на дачу, где дороги плохо почищены от снега и наледи, то здесь лучшим вариантом могут стать шипованные шины.
5. Количество
Зимние шины на фоне заснеженных гор/ Фото: allcarz.ru
Многих автомобилистов интересуют ответы на вопросы:
Есть два варианта установки зимних шин: на все четыре колеса или только на два ведущих.
Передняя ось
Не нужно устанавливать пару зимних шин лишь на переднюю ось в переднеприводном автомобиле/ Фото: auto.ru
При повороте, когда необходимо сбросить скорость, может произойти потеря сцепления задней оси с дорожным полотном, и машина уйдет в занос. Это может случиться в самый неподходящий момент – например, при пропуске пешеходов. Чем выше скорость, тем выше угроза. Поскольку у задних летних покрышек сцепление с дорогой практически нулевое, ручной тормоз в таких случаях неэффективен.
Из вышесказанного следует вывод, что неправильно устанавливать пару зимних шин только на переднюю ось в переднеприводном автомобиле. Что касается заднеприводных авто, то при таком варианте установки зимней резины есть риск невозможности стронуться с места на скользкой дороге. А если это удалось сделать, то не факт, что вы сможете затормозить двигателем.
Задняя ось
Зимние шины на задней оси автомобиля/ Фото: autonews.ru
При торможении до 75 % эффективности обеспечивает передняя ось, поэтому зимой на скользком покрытии процесс остановки становится сложным. А если передняя ось сорвется в снос, то даже на минимальной скорости можно не вписаться в поворот. А неуправляемая машина на скользком покрытии является огромной опасностью и для окружающих, и для самого водителя. Но владельцы заднеприводных автомобилей часто не придают этому значение, а зря.
Эти аргументы справедливы и для ответа на вопрос – можно ли установить две шипованные зимние шины и две нешипованные? Разница сцепных характеристик передней и задней осей имеет большое значение, которое никто не в силах отменить. Статистика говорит о том, что большая часть аварий зимой происходит по причине именно такой установки покрышек.
Из этого следует вывод, что на все четыре колеса машины нужно устанавливать зимние покрышки, имеющие одинаковые сцепные характеристики. Только в этом случае вы будете чувствовать себя уверенно на обледенелой или заснеженной дороге.
6. Типы
Существует три типа зимних покрышек. Каждый вариант подходит для определенных климатических условий и, соответственно, дорожных, то есть обеспечивает максимальную безопасность, эффективность и долговечность.
Европейские зимние покрышки
Различные типы автомобильных шин/ Фото: vashashina.ru
Такие шины рассчитаны на мягкие зимы, когда количество снега небольшое, морозцы слабые, перемежающиеся с частыми оттепелями. При таких зимах машины редко ездят по обледенелым дорогам – чаще они передвигаются по мокрому, а иногда и по сухому асфальту.
Европейские зимние шины на высокой скорости лучше сцепляются с твердым покрытием. Они меньше шумят и хорошо отводят воду из пятна контакта. Но на заснеженной дороге водитель, автомобиль которого «обут» в такие шины, должен быть предельно осторожен, поскольку машина скользит и плохо управляется. К тому же для европейских зимних покрышек даже небольшие сугробы становятся непреодолимыми препятствиями.
Таким образом, европейские зимние шины могут выбирать автомобилисты, которые живут в относительно теплых регионах или эксплуатируют авто зимой в крупных городах, где дороги хорошо чистят и обрабатывают антиобледенительными реагентами.
Скандинавские зимние покрышки
Скандинавские шины рассчитаны на суровые зимние условия/ Фото: shina.guide
Такие модели рассчитаны на суровые зимы, когда температура опускается значительно ниже нуля, и дороги покрываются снежным или ледяным настом. Скандинавские зимние покрышки обеспечивают хорошую сцепляемость со скользкими поверхностями, а также эффективны на укатанном и рыхлом снегу. Мягкий протектор таких шин как бы прилипает к скользкой дороге, цепляясь за малейшие неровности. Это и есть так называемые липучки, о которых говорилось выше.
Но мягкий протектор имеет и недостатки. Так, податливая резина не совсем хорошо ведет себя на твердых покрытиях. На асфальте машина, «обутая» в скандинавские шины, хуже реагирует на повороты рулевого колеса и плохо тормозит. К тому же такие шины быстрее истираются, размягчаясь при плюсовых температурах.
Итак, скандинавские зимние покрышки не боятся сильных морозов, хорошо ведут себя на заснеженных и обледенелых дорогах. Поэтому они подходят для эксплуатации в северных регионах России и Сибири.
Третий вариант – шипованные зимние покрышки. Но о них говорилось выше, поэтому здесь повторяться не будем.
7. Размер шины
Зимние шины должны быть узкими/ Фото: ferra.ru
Для зимних шин, в отличие от летних, лучше выбирать более мелкий размер. Широкая резина со временем превращается в «лыжню». Летом это допустимо, а вот зимние покрышки должны быть узкими, чтобы они прорезали снег и лед, проваливаясь до голого асфальта. Широкие шины существенно замедляют процесс сцепления с необходимым покрытием.
8. Марка
При суровом климате лучше покупать шины известных производителей/ Фото: shiny-info.ru
Сейчас на рынке представлен богатый ассортимент импортных и отечественных зимних покрышек. Если в вашем регионе суровые зимы, то рекомендуем не экономить и покупать зимнюю резину известных, проверенных производителей с хорошими отзывами. У некоторых брендов есть покрышки, специально разработанные для снежных заносов или сильных морозов. Они обеспечивают лучшую управляемость и сцепляемость с зимней дорогой.
9. Дата производства
Старая резина со временем теряет первоначальные свойства/ Фото: citysakh.ru
Кроме того, при покупке покрышек смотрите на дату их производства. Старую резину покупать не рекомендуется, поскольку со временем она теряет первоначальные свойства. Дата производства проставлена на самой шине, и вы всегда можете ее проверить, не доверяя слепо словам продавца.
Хорошо, что большинство российских автомобилистов понимают, почему летом важно использовать летнюю резину, а зимой – зимнюю. Правильно выбранные шины упростят вам поездки зимой, помогут сэкономить время и деньги на эвакуаторах. Тех же, кто не переобувает своих железных коней с наступлением сезона, государство «переубеждает» штрафами. Надеемся, что помогли вам разобраться в разновидностях зимних покрышек. Окончательный выбор за вами!
Интересно также узнать про 10 лучших автомобилей за 800 тыс. рублей, доступных на российском рынке.