Автомобиль с полным приводом/ Фото: 1zoom.ru
Системы полного привода обеспечивают мощность на все четыре колеса, а не только на переднюю или заднюю пару. Во время движения большинство этих систем распределяет энергию так, чтобы транспортное средство не начало буксовать. Когда это происходит, мощность передается на другую ось, чтобы восстановить надежное соединение с дорогой.
Вот почему автомобили с полным приводом более популярны в регионах, где часто встречаются снег и лед – они обеспечивают дополнительное сцепление, необходимое для преодоления этих условий. Независимо от того, рассматриваете ли вы автомобиль с полным приводом или уже приобрели его, вам нужно знать, как обеспечить наилучшую эффективность, производительность и взаимодействие с пользователем.
Полноприводные автомобили обладают множеством преимуществ, но они не делают вас неуязвимым. Вот некоторые из наиболее распространенных ошибок и заблуждений, связанных с вождением полноприводных автомашин.
1. Непонимание принципов работы полного привода
Полный привод/ Фото: okak.org
Вы, вероятно, слышали о разновидностях четырехколесного привода – 4WD, AWD, 4x4. Помимо этого, в каждой группе имеются модификации с разными схемами и техническими решениями, внедряемые изобретательными производителями ради соблазнения покупателей новыми технологиями. Вот, для примера, несколько вариаций 4WD:
Особенности 4WD/ Фото: 221616.com
По сути, все они представляют собой разновидности одной системы, полноприводной, и основаны на единых принципах. Не только производители, но и СМИ не могут унифицировать обозначения, что является дополнительным источником путаницы для пользователей.
Кроме того, с недавних пор производители стали применять собственные названия: 4MATIC для Mercedes, xDrive для BMW, 4MOTION для VW, Quattro для Audi и так далее. Эти термины часто используются как синонимы, хотя каждая система имеет свои уникальные особенности, характеристики и цели: вы бы, к примеру, не взяли полноприводную спортивную машину на горный перевал, где все преимущества 4-колёсного привода сведутся к нулю низким дорожным просветом.
Раньше мощность, передаваемая на все четыре колеса, была прерогативой внедорожников, а другие модели имели преимущественно передний или задний привод, где двигатель или электродвигатель приводили в действие только один комплект колёс. Теперь же автомобили практически всех форм и размеров можно получить с полным приводом. А некоторые просто оснащаются продуманной технологией контроля тяги, имитирующей полный привод, чтобы вы могли перемещаться по загородной местности с укатанными тропами, не нуждаясь в полноценном вездеходе.
Машина с полным приводом на неровной дороге/ Фото: wheels.ca
Не столь важно, как называется ваш полный привод, главное, как он работает. В частности, постоянный он или выбираемый. Системы постоянного полного привода передают мощность одинаково на все четыре колеса, используя раздаточную коробку для разделения мощности между осями. Это отлично подходит для бездорожья, поскольку все колеса вращаются с одинаковой скоростью, поэтому вы можете сохранять сцепление с дорогой в тяжелых условиях.
Но это не так хорошо для езды по обычной дороге. Если система привода такого автомобиля не является «выбираемой», вождение по асфальтированным трассам не доставит удовольствия. Как скоростные автомагистрали не подходят для маломощных городских мини, так и асфальтированные дороги не являются зоной комфорта для истинных внедорожников.
Мощный полноприводный автомобиль за пределами города/ Фото: pinterest.ru
Подключаемый полный привод немного сложнее, чем постоянный, но он лучше подходит для повседневных поездок. Вместо того, чтобы равномерно распределять мощность между четырьмя колёсами, большинство таких систем могут передавать на каждое разное количество мощности. Это делается либо механически, либо электронно, в зависимости от системы.
Большинство вариантов отдают приоритет одной из осей, поэтому такой автомобиль будет работать как передне- или заднеприводный, пока дополнительное тяговое усилие не требуется. Но если какие-то колёса начнут буксовать, часть энергии перенаправится на другие, помогая восстановить потерянное сцепление с дорогой. Обычно допускается выбирать между приводом на два колеса, обычным полным приводом или с низким диапазоном, последний – для низких скоростей и подъема по крутым склонам.
Большинство систем автоматически включают и отключают низкочастотный диапазон, ибо в противном случае сломается немало различных компонентов, если вы будете использовать его на высокой скорости.
2. Неправильное поведение на крутом повороте
Машина с полным приводом на крутом повороте/ Фото: 5koleso.ru
Большинство считают, что полный привод автоматически обеспечивает более безопасное маневрирование. Хотя это в некоторой степени верно, вам все равно придется проявлять осторожность, особенно на поворотах. Некоторые привыкшие к заднеприводным машинам водители пытаются газовать, увеличивая мощность и крутящий момент в середине манёвра.
Так заднеприводный автомобиль быстрее и чётче выполнит поворот, и педаль тормоза можно будет отпустить чуть раньше, чем при другом типе привода. Риск кратковременной потери сцепления и заноса остаётся, но в умелых руках машина довольно уверенно держит правильную траекторию.
С большинством полноприводных версий это не работает. Причина проста: вес машины, проезжающей изгиб с нажатой педалью газа, перераспределяется: передок становится легче, а зад нагружается, и автомобиль «приседает». Крутящий момент, подаваемый на передние колёса, тратится впустую, не обеспечивая машине достаточной поворачиваемости. В результате неправильная техника прохождения поворота на полноприводной машине (например, используя опыт с заднеприводной машиной) приводит к неприятным последствиям.
Полноприводный автомобиль на зимней дороге/ Фото: autonews.ru
Межосевой дифференциал способен корректировать вращение колёс, и когда на повороте проявляется разница во вращении между внутренними и внешними колёсами или передними и задними, он может её поглотить. Однако не каждое полноприводное авто оборудовано умной электроникой и прочими хитростями, способными справиться с недостаточной или избыточной поворачиваемостью. Но даже с ними трудно перехитрить физику, и если вы слишком быстро въедете в поворот, вас выбросит, несмотря на ESP и 4-колёсный привод.
На сухой дороге задние колёса, имеющие меньший радиус поворота, действуют, как сила сопротивления, выталкивая передние с дороги и создавая своеобразный эффект торможения, а попытка выправить ситуацию ложится тяжелой нагрузкой на трансмиссию. Проходя изгибы дороги на полноприводном автомобиле, всегда нужно снижать скорость и не взвинчивать обороты двигателя, пока не пройдена большая часть поворота.
3. Провоцирование усиленного износа системы привода и шин
Усиленная работа полного привода/ Фото: ru.motor1.com
Упомянутое явление торможения на крутых поворотах считается специфической особенностью систем типа «part-time 4WD» с «прямым подключением передних и задних колёс» и не является неисправностью. Но если постоянно использовать 4WD при езде по сухим шоссе, особенно извилистым, температура некоторых деталей резко возрастет, и трансмиссия может быть повреждена. Это также сокращает срок службы шин из-за неравномерного износа протектора, что приводит к высоким затратам на общее техническое обслуживание.
Чтобы этого избежать, в машине с подключаемым 4WD полный привод стоит использовать лишь на скользких участках – там, где проскальзывает какое-то колесо, или на неровных рельефах со склонами, а на обычных дорогах переключаться в режим 2WD.
4. Рывок с места
Резкий рывок автомобиля с места/ Фото: gloosoft.net
Попытки молниеносно стартовать вредны для машин с любым типом привода, в том числе и полным. Традиционно это связано с чрезмерной нагрузкой на коробку передач в AWD-моделях с большим потенциалом крутящего момента. Тяжелее всего быстрый старт на высоких оборотах переносят автоматические трансмиссии.
Есть некоторые техники, позволяющие срываться с места быстро и с минимальным ущербом для КПП, но они, во-первых, требуют череды отработанных до автоматизма действий, а, во-вторых, существенно изнашивают сцепление. Пара выигранных секунд на светофоре этого не стоит.
5. Переоценка абсолютной устойчивости и безопасности на дороге
Мастерство водителя важнее полного привода, не гарантирующего безопасности движения/ Фото: eshop.elit.ua
Высокие технические стандарты полного привода преследуют две основных цели: улучшение тяги и повышение устойчивости при движении. Ошибочно полагать, что такой транспорт не опрокидывается, не слетает с линии и держит дорогу в любых условиях. И тормозной путь не ограничивается парой метров: какими бы идеальными ни были шины, поверхность дороги и автомобильные технологии, любая машина подвержена инерции. А поскольку полноприводные модели существенно тяжелее FWD/RWD-аналогов, им не так просто затормозить, несмотря на четыре задействованных колеса.
Усилить сцепление с дорогой помогают специальные шины, намертво вгрызающиеся в асфальт и увеличивающие коэффициент трения, ускоряя процесс остановки. То же, конечно, относится и к автомобилям с передним или задним приводом. Оснащенные хорошей резиной, они практически не уступают полноприводным аналогам до тех пор, пока поверхность не станет слишком скользкой, снег – глубоким, а гора – крутой.
YouTube пестрит видеороликами, где водители, виртуозно управляющие обычными машинами, оставляют пыхтеть в грязи крутые внедорожники. Полный привод – бесспорно, вещь замечательная и нужная, но порой намного важнее мастерство человека, держащего руль.
Кроме работы полного привода, начинающие водители должны знать и о других особенностях автомобилей, чтобы не допускать типичных ошибок новичков за рулем.