Каждый знает о том, что Древние Римляне были хотя и не первыми, но, пожалуй, самыми «яркими» строителями дорог в древности. Римские дороги являются настоящим чудом технологии. Некоторые из них сохранились по сей день! Но как обстояли дела с дорожным строительством у других народов, например, у наших предков в Древнерусском государстве?
У нас такого счастья не было. /Фото: x-material.ru.
Ответ на поставленный вопрос «почти никак» был бы самым близким к истине, хотя и не описывающим всего многообразия действительности. Однако, прежде следует уяснить главное: долгое время после римлян мало кто мог позволить себе масштабное дорожное строительство. Почему? Да потому, что строительство дорог требует огромной концентрации людских сил и ресурсов, чем похвастаться раннесредневековые государства ни в западной, ни в восточной Европе не могли. В Риме дороги строили тысячи человек. Благо дети марса имели огромные (по тем временам) экономические возможности. Они могли позволить себе загонять на «стройки социализма» тысячи легионеров и такие же тысячи рабов.
Долгое время главной дорогой были реки. /Фото: 4archive.org.
Западным европейцам в этом отношении повезло. Рим рухнул, легионеры разбежались, а дороги остались. В восточной части континента такого «богатства» для варварских на тот момент народов римляне не оставили по понятным причинам. Поэтому долгое время главной «дорогой» для наших предков была река. Именно по рекам осуществлялось сообщения между крупнейшими центрами Древнерусского государства. По ним же раннефеодальная держава Рюриковичей общалась и с внешним миром.
Первые дороги мостили деревом, так же как и улицы городов. /Фото: infourok.ru.
Конечно, какие-никакие дороги появлялись самым простым путем: они протаптывались путешественниками за многие поколения. Первое упоминание о каком-либо организованном дорожном строительстве на Руси восходит к X веку. В Лаврентьевской летописи был записан призыв киевского князя Владимира Святославовича (Красно Солнышко): «Требите пути и мостите мосты». Датируется запись 980-1015 годами. Летописное упоминание совпадает с находками документов, касающихся дорожного строительства, в первую очередь – чеков на оплату. Первые русские дороги создавали с использованием дерева, создавая жердевой настил из веток и бревен.
Большинство дорог было грунтовыми. /Фото: ВКонтакте.
В период с X-XII веков наши предки старались соединять дорогами самые значимые населенные пункты. Так же дороги на некоторое удаления тянулись в Великую Степь к кочевым соседям. При этом «прямоезжих» дорог на Руси было немного. Связано это было с простотой технологии и сложностью строительства. Как правила, мощеная деревом дорога тянулась еще некоторое время после выхода из города, а затем обрывалась и превращалась в грунтовую.
Дороги строить не просто. /Фото: art-catalog.ru.
Важным этапом в развитии русского дорожного строительства стал приход татар и установления на Руси ига. Положительным моментом стал тот факт, что завоеватели создали первую систему почтовых станций вдоль дорог – ямов. Усиленное строительство (мощение деревом) дорожных трактов на Руси будет связано с процессами централизации государства вокруг Москвы. В XIV при Иване Калите дорог становится больше, а сами дороги (тракты) становятся куда шире. В XV веке появляется и собственная почтовая служба вдоль крупнейших трактов. Ямские станции устанавливаются между городами с шагом в 40-100 верст.
Для мощения дорог дерево использовалось вплоть до XX века. /Фото: ya.ru.
Однако, все это время дороги строились «по заветам предков» и по сути «волевым усилием». Системный характер дорожное строительство в землях восточных славян принимает уже только во времена Московского царства. В 70-е годы XVII века в стране вводится ямская пошлина для сбора денег на дорожное строительства, при планировке дорог начинают использовать первые научно выверенные методы, кроме того, на смену дереву начинает приходить камень.
В продолжение темы читайте о том, почему на Руси всегда были цари, а в Европе – короли: в чем отличие названий монархов.