Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Машины    



Пожалуй, нет такого человека на постсоветском пространстве, которому не был бы известен масштаб автопрома в СССР. А вот о том, с чего он начинался, в реальности уже мало кто знает. На самом деле первым советским легковым автомобилем, который ушел на конвейерную сборку, оказалась реплика американского Форда, которую отечественные инженеры переделали под советские реалии. Вот только, несмотря на то, что модель ГАЗ-А была довольно неплохой, в какой-то момент она попросту исчезает с улиц, причем не сама по себе, а по распоряжению властей.

Первый советский легковой автомобиль. /Фото: pynop.com

Первый советский легковой автомобиль. /Фото: pynop.com


История первой советской машины началась в 1932 году. Тогда СССР приобрели у знаменитой американской компании Ford Motor Company лицензию на производство реплики их модели Ford-A. Оборудование и документация были переданы Нижегородскому автомобильному заводу. Кроме того, тамошним инженерам была поставлена еще одна задача: не просто скопировать легендарную американскую легковушку, но и приспособить ее для российских дорог.

Легендарный американский автомобиль стал прототипом для первого советского. /Фото: dealeraccelerate.com

Легендарный американский автомобиль стал прототипом для первого советского. /Фото: dealeraccelerate.com


В конце лета все того же 1932 года новое авто сошло с конвейера. Спрос на ГАЗ-А был просто огромным, ведь ним необходимо было обеспечить не только рядовых потребителей, но и едва ли не все государственные структуры. Так, в первые пару лет машину получили армейские штабы, а также санитарные части. Использовались они и в качестве ведомственного автомобиля. Более того, именно с ГАЗ-А в Советском Союзе началась эпоха такси на дорогах. Поэтому нет ничего удивительного в том, что общий объем произведённых машин этой модели меньше чем за пятилетие составил почти 42 тысячи единиц.

Санитарная машина ГАЗ-А.  /Фото: denisovets.ru

Санитарная машина ГАЗ-А. /Фото: denisovets.ru


Как только стали понятны масштабы спроса, ГАЗ-А решили начать выпускать еще и на базе автомобильного завода КИМ. Его мощности снабжали СССР этими машинами в период с 1933 по 1935 год. А непосредственно Горьковский автомобильный завод занимался производством ГАЗ-А с 1932 по 1936 год. Правда, несмотря увеличение объёмов выпуска, простые советские граждане довольно редко могли получить первую легковушку в личное пользование, ведь большинство экземпляров уходило на нужды армии, где они «служили государству».

Больше всего ГАЗ-А было в армии. /Фото: автогурман.com

Больше всего ГАЗ-А было в армии. /Фото: автогурман.com


Однако советские инженеры не только смогли выпустить первую отечественную легковую машину, но и модифицировать ее для более эффективной эксплуатации на территории СССР. Происходил этот процесс на базе Горьковского автомобильного завода. Первоначально машина почти полностью соответствовала техническим характеристикам и дизайну своего прототипа Ford Model A Standard Phaeton с кодом кузова 35B, однако, советские автоконструкторы изменили целый ряд деталей и систем.

Габариты первой советской легковушки.  /Фото: modeli-gaz.ru

Габариты первой советской легковушки. /Фото: modeli-gaz.ru


Так, например, они установили цельные грязевые щитки над подножками, а также изменили внешний вид передней части автомобиля в сторону более простого дизайна. Это было сделано потому, что большая часть машин отдавалась на нужды армии или подведомственных структур, а там лишние украшения для автомобиля были ни к чему.

Упрощение дизайна коснулось даже радиаторной решётки. /Фото: automotomuseum.ru

Упрощение дизайна коснулось даже радиаторной решётки. /Фото: automotomuseum.ru


Внутри машину также меняли: к примеру, была можифицирована конструкция системы питания двигателя: колбу фильтра грубой очистки топлива перенесли на карбюратор;
топливный кран отправился под капот - это защищало салон от попадания туда бензина в случае износа краника.

Однако и те системы, что остались в машине неизменными, также заслуживают внимания. Так, смазка двигателя осуществлялась через черпачки на шатунах, которые окунались в масло в картере. А вот система охлаждения автомобиля характеризуется отсутствием насоса: работа его осуществляется за счет различия температурных показателей в радиаторе и моторе.

История первой легковушки СССР была насыщенной, но недолгой. /Фото: wroom.ru

История первой легковушки СССР была насыщенной, но недолгой. /Фото: wroom.ru


Казалось, что первый советский легковой автомобиль прослужить народу рабочих и крестьян довольно долго, однако в реальности все оказалось с точностью наоборот. Меньше чем через пять лет, в 1936 году ГАЗ-А правительство СССР приказаоо изъять из эксплуатации в Москве и Санкт-Петербурге. Причем конкретные причины столь странного решения не объяснялись. Позже уже было выяснено, что, скорее всего, проблема состояла в том, что вид этой модели уже морально устарел и не соответствовал требованиям тогдашней действительности.

ГАЗ-М-1 - преемник ГАЗ-А на советских улицах.  /Фото: victorymuseum.ru

ГАЗ-М-1 - преемник ГАЗ-А на советских улицах. /Фото: victorymuseum.ru


Владельцам было рекомендовано массово заменить ГАЗ-А на новую версию с доплатой. Это заменой оказался ГАЗ-М-1, вот только на рынке она появилась лишь через полтора года. Да и объем их не позволял быстро заменить ГАЗ-А как у гражданского населения, так и из ведомственных гаражей. Довольно долго их продолжала использовать и служба. Окончательно исчезли первые советские легковушки с улиц только к 1940 году.

В дополнение к теме: Каждому по потребностям: какие автомобили были доступны представителям советской номенклатуры


Обратите внимание:







5835
27.03.2021 14:28
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё