В европейских городах с портами и каналами новые высокотехнологичные электрические паромы поразили жителей и гостей города. Например, летающий паром в Стокгольме скользит по поверхности воды в архипелаге столицы и быстрее своего дизельного аналога. В прошлом месяце столица Литвы, Вильнюс, ввела в свою регулярную речную транспортную сеть полностью электрические пассажирские суда, заявив, что эта услуга является первой в своем роде в Европе.
В то время как по морям и каналам Европы курсируют электрические паромы, такие как портовые автобусы Копенгагена, литовский пароход Lašiša курсирует по своей исторической реке Нерис. Гамбургский паром HADAG курсирует по реке Эльба, но частично оснащен электротягой, а будапештский паром D14 на реке Дунай работает на дизельном топливе.
«Мы очень гордимся этим проектом, потому что мы смотрим в Европу, и никто другой не реализовал подобный проект», — сказала Лорета Левулите-Сташкевичене, генеральный директор JUDU, компании общественного транспорта и услуг мобильности в Вильнюсе. «Поэтому мы очень благодарны судостроительной компании, которая построила лодки. И, конечно же, для города и жителей было большой ответственностью сказать, что мы построим лодку за шесть-семь месяцев», — сказала Левулите-Сташкевичене.
По данным городского департамента общественного транспорта, компактный паром может перевозить до 32 пассажиров и движется, рассекая воду. Этот метод считается более экономичным, чем у других электрических судов, скользящих по поверхности воды.
Пролегающий через реку Нерис маршрут соединяет культурные достопримечательности, деловые районы и жилые районы. Мэр города Валдас Бенкунскас надеется, что эта новая инициатива поможет вдохнуть жизнь в реку. «Возможно, мы каждый день проезжаем мимо реки, но никогда не задумываемся, насколько она прекрасна и удивительна. Поэтому наш проект с лодками, я верю, поможет нам в этом», — добавил он.
Углеродный след Лашиши оценивается в 11–16 граммов CO₂ на пассажиро-километр. Это меньше, чем выбросы типичного дизельного автобуса в Вильнюсе, составляющие 20–40 граммов, в зависимости от загруженности. Лодки также потребляют меньше энергии и имеют большую дальность плавания.
