Кораблестроение с трудом, но продвигается в сторону уменьшения выбросов углекислого газа. Уже имеются готовые и рабочие проекты по электрификации кораблей разного размера, а также по переходу к использованию более экологичного биотоплива. Переход на новый вид силовых установок ожидает и более мелкие катера, как для обычного использования, так и спортивные. Проект последнего представила гоночная команда Emirates Team New Zealand.
«Грязные» гонки
Правительства разных стран вплотную занялись снижением уровня выбросов в атмосферу, а это значит, что большая часть ДВС окажется под запретом. Например, некоторые уже успели установить конкретные сроки запрета на выпуск автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Впоследствии это наверняка коснётся и других транспортных средств, в том числе и спортивных. Конечно, это произойдёт не очень скоро, но тенденция уже наметилась, поэтому работающие в разных направлениях специалисты заняты изобретением способов электрификации. Разумеется, всем хотелось бы сохранить эксплуатационные характеристики на прежнем уровне (или хотя бы близко к нему), чтобы не пострадали ни скорость, ни автономность.
В некоторых сферах деятельности падение характеристик транспортных средств не просто нежелательно, а недопустимо. Например, в гонках использование сырых или неподходящих технологий может поставить жирный крест на любых соревнованиях. В частности, это вызывает большие вопросы в переводе гоночных катеров на электрическую тягу, но специалисты не оставляют попыток добиться положительных результатов. Такие имеются и в Emirates Team New Zealand, гоночной команде из Новой Зеландии. Они в середине прошлого года объявили о намерении создать лодку с двигателем, работающим от водородных топливных ячеек.
Водородный катер
По словам представителя команды Emirates Team New Zealand, катер будет полностью готов к 2024 году, чтобы принять участие в соревнованиях. Своей разработкой специалисты хотят доказать, что построить гоночный экологически чистый катер, использующий исключительно электродвигатели, технически выполнимо. На текущий момент прототип катера уже собрали и протестировали, на нём даже успели поплавать, подтвердив его работоспособность. Теперь команда продолжит заниматься его последующей доработкой и наладкой.
В качестве основной энергетической установки катера используются водородные топливные ячейки. Их питание обеспечивается водородом, хранимым в четырёх резервуарах, по два с каждого борта. Топливные элементы могут обеспечить мощность 160 кВт, позволяющую лодке разогнаться до 30 узлов. Дополнительную энергию обеспечивают аккумуляторы ёмкостью 42 кВтч. Они используются в моменты, когда требуется дополнительная мощность, с их помощью можно разогнаться до 50 узлов. Заряжаются они непосредственно от топливных ячеек.
Сам катер сделали в виде катамарана и поставили на подводные крылья. По заверению представителей новозеландской команды Emirates Team New Zealand, это позволило увеличить радиус действия катера до 180 километров на одной заправке.
