10.06.2021 22:49
На текущий момент ситуация с экологией стала настолько плачевной, что её больше не могут игнорировать даже крупные производители в автомобильном и энергетическом секторе. На этом фоне всеобщий переход к использованию электричества коснётся и авиационных перевозок, вот только обычную схему с использованием аккумуляторов здесь применить нельзя, поэтому компания Airbus предложила собственный вариант с использованием водородного топлива.
Водород как топливо для самолётов
Даже в создании электромобилей разработчики столкнулись с проблемой слишком неэффективного соотношения между весом и накапливаемой аккумуляторами энергией. Низкая эффективность использования аккумуляторов заставила искать решения для создания принципиально новых накопителей. Когда же речь заходит о самолёте, то для дальних и среднемагистральных перевозок аккумуляторы совершено не подходят: слишком много энергии расходуется на перелёт, чтобы можно было всю её вместить в аккумуляторы. По мнению инженеров компании Airbus, единственным приемлемым выходом остаётся использование водородного топлива и топливных элементов на его основе. Только так можно будет обеспечить достаточную энергоэффективность, чтобы заставить самолёт пролететь большое расстояние с грузом на борту. При этом можно получить дополнительную мощность от использования сжиженного водорода, заставив его выполнять двойную работу.
Мощность в электроустановке для самолёта играет очень большую роль и пренебрегать лишними киловаттами слишком расточительно. Поэтому разработчикам пришла в голову мысль использовать эффект сверхпроводимости, который достигается при сверхнизких температурах. Тем более что источник холода и так будет на борту самолёта – баки с жидким водородом. Температура водорода в жидком состоянии составляет -253 градуса по Цельсию, поэтому его вполне можно использовать для охлаждения электроустановки и достижения эффекта сверхпроводимости.
Летающая криогенная установка
По замыслу инженеров из Airbus, эффект от сверхпроводимости можно будет использовать как на полностью электрических, так и на гибридных самолётах. При помощи сверхнизких температур возможно в два раза уменьшить потери электричества и снизить требуемое напряжение до 500 вольт. При этом снизится и общий вес силовых установок, что позволит сильно облегчить самолёт и увеличить место для пассажиров и груза. Чтобы воплотить идею в жизнь, разработчики начали создание водородно-электрического концепта. По предварительным оценкам, на это уйдёт около трёх лет. Наземный опытный образец будет включать в себя непосредственно электрические двигатели, контроллеры и необходимую для этого электронику. Вся эта конструкция будет охлаждаться при помощи сжиженного водорода из топливных баков. По предварительным оценкам мощность силовой установки с одним мотором достигнет 500 кВт или 670 лошадиных сил.
Ранее компания Airbus уже представляла свой проект по модернизации самолётов. Он предполагал создание съёмных гондол, которые включали бы в себя полностью работоспособную автономную силовую установку. При этом отдельная гондола становится самостоятельным модулем, централизовано управляющимся из кабины пилота. В соответствии с представленным специалистами проектом, в неё должен был войти электрический двигатель, силовая установка на водородном топливе и вся сопутствующая электроника. Неизвестно, будет ли этот проект развиваться дальше, он является лишь одним из многих, прорабатываемых инженерами. Вполне вероятно, что его объединят с текущим проектом, создав буквально модульный самолёт, который может выполнять рейсы средней и большой дальности.
Понравилась эта новость? Подпишись на нас в соцсетях!