В наше время будет достаточно сложно отыскать соотечественника, который, имея телефон, не сталкивался бы с таким явлением, как телефонные спамеры. Загадочные звонки с молчанием в трубку откровенно раздражают и могут даже пугать. В любом случае приятного от такого беспокойства точно нет ничего. Юристы и эксперты по информации личных данных рассказали, как с этим всем можно бороться.
Зачем звонят и что это вообще такое
Таинственные звонки. |Фото: skesov.ru.
Звонят спамеры по самым разным причинам. Если сразу отбросить навязчивые звонки с попыткой что-то продать или хотя бы прорекламировать, то остаются звонки с таинственным молчанием. Такие звонки совершаются или агентами, работающими над телефонными базами для последующей рекламы и продажи (они отслеживают таким образом активность абонентов), или обычными мошенниками.
Конкретно мошенники рассчитывают на то, что человек перезвонит на номер с которого молчали (вдруг что-то важное?!). В таком случае абонент заплатит некоторую сумму из-за звонка на специальный номер. Это может быть как несколько сотен, так и несколько тысяч рублей.
Что говорит на этот счет закон
Это нарушение закона. |Фото: baltinform.ru.
Закон по поводу телефонных спамеров говорит весьма однозначно. Контакты с потенциальным потребителем услуг и товаров по телефону регулируются статьей 15 Закона о персональных данных, а также статьей 18 Закона о рекламе. Согласно этим постановлениям, звонить человеку и предлагать товары и услуги можно только в том случае, если он предварительно дал разрешение на подобные звонки. Таким образом, в большинстве случаев спамеры действуют незаконно.
Все сложнее в тех ситуациях, если спамеры звонят от имени банка, организации, фирмы, в которой человек что-то покупал или заказывал какие-то услуги. Очень часто они могут оперировать к тому, что в момент совершения сделки человек что-то подписал или где-то поставил галочку с разрешением на рекламу. В таком случае «докопаться» до спамеров с буквы закона будет куда сложнее.
Как быть и что со всем этим делать
Поможет Роскомнадзор. ¦Фото: coub.com.
Во-первых, нужно грамотно разговаривать со спамерами, которые пытаются что-то продать. Кричать и угрожать в такой ситуации – бесполезно. Лучше всего спросить, какую компанию представляет агент. После ответа обычно следует легенда о том, что вы что-то оставляли или подписывали. На это следует твердо и уверенно заявить, что нигде не давали разрешения на использование и обработку своих персональных данных. Затем нужно потребовать немедленного удаления своих данных из базы и напомнить о том, что агент нарушает своими действиями конкретные статьи закона. Есть смысл сказать, что при повторном нарушении, вы будете жаловаться в соответствующие органы.
Примечание: кстати, о соответствующих органах. Жаловаться на этот счет нужно в ФАС или Роскомнадзор. В первый следует обращаться, если был явно нарушен закон о рекламе. Во второй – если был нарушен закон о персональных данных. Для спамеров предусмотрены штраф от 75 до 200 тысяч рублей. В отдельных случаях могут даже лишить свободы сроком на 2 года.
Во-вторых, следует поставить на мобильный телефон приложение, которое предоставляет данные о том, кто и откуда звонит. Сегодня можно найти много таких приложений, в том числе и отечественного производства от «Kaspersky».
В-третьих, если звонят агенты какой-то крупной компании, например, «ВКонтакте» или «Сбербанка», то следует обратиться в техническую поддержку и попросить удалить ваши данные из базы, так как постоянные звонки с рекламой вам надоели. Чаще всего крупные компании идут на встречу.
Хочется узнать еще больше интересного? Как насчет того, чтобы прочесть про 17 изобретательных людей, для которых любая жизненная печалька нипочем.