Подтяжки на пуговицах - старая британская школа / Фото: i-fakt.ru
В разное время они смотрелись нелепо, строго, притягательно и экстравагантно. Подтяжки становились частью молодёжных движений и субкультур. Кто-то в уничижительном ключе называл их «лямками». Но за свой относительно короткий для мира моды век они продолжают держаться, в полной мере исполняя своё предназначение. До тех пор подтяжками начинали щеголять в Америке, а до этого классические подтяжки впервые появились в Лондоне, однако далеко не сразу попали в среду денди.
В далёком 1949 году подтяжки невозможно было назвать устаревшими. Всплеск популярности разноцветных нарядов, их несовместимых сочетаний происходил одновременно с тем, как стиляги в СССР приняли за данность молодость этого эффектного элемента одежды, и без колебаний добавили в свою пёструю палитру. Невзирая на острое порицание в фельетонах и более серьёзных публикациях, обличающих безвкусицу, движение стиляг просуществовало ещё довольно долго.
фермеры из Оклахомы носят подтяжки в фильме Джона Форда по роману Стейнбека / Кадр из фильма Гроздья гнева
Многие подмечали, что подтяжки сохраняют тесную и неразрывную связь со странами Европы. Там многие народные празднества и сельские гуляния проходят неизменно с пряжками на штанах. Именно там, а конкретно в Швейцарии и Австрии, зародились бретели-помочи – ещё не доведённые до совершенства подтяжки. Такие костюмы были прерогативой провинциалов – в крупных городах использовали для этой же цели плотную тесьму на одежде. В развитых населённых пунктах издавна было принято щеголять в более дорогом и подчёркнуто строгом одеянии.
Итальянский актёр Марчелло Мастрояни позирует в подтяжках / Фото: www.berton.by
А в привычном всем виде подтяжки появились на галантерейных прилавках Лондона. Самые хитроумные и озабоченные ростом продаж торговцы постоянно разрабатывали новые мелкие аксессуары и элементы одежды – от пряжек до перчаток из необычных материалов. Из такого разряда мужских галантерейщиков был и Альберт Торстон – создатель современных подтяжек. Сегодня в его честь названы модели подтяжек, магазины обуви и других строгих атрибутов имиджа настоящего денди. В то же время при его жизни носить подтяжки считалось чем-то вызывающим и до ужаса неприличным. Поэтому, к примеру, герой фильма «Титаник» показан за счёт подтяжек неким простаком – в противовес обеспеченным воротилам. Это можно объяснить тем, что нередко что-то новое и необычное консервативные люди принимали с опаской, даже если речь идёт об элементе одежды.
Джек носит подтяжки, что в начале 20 века было признаком неприличия / Кадр из кинокартины Титаник
Из Европы подтяжки совершили путешествие в Америку. Там их заново открыл известный писатель Марк Твен. В конце второй трети девятнадцатого века он представил миру новые подтяжки, улучшенные на собственный манер. Он привнёс в них съёмный ремень, регулирующий плотность прилегания одежды к телу. Неслучайно говорят, что писатели меняют этот мир: начиная с малых вещей и заканчивая историческими событиями.
И трудоёмкий процесс преображения ткани сюжета во многом схож с изобретательными находками, нашедшими отражение в обыденных предметах быта. Точно так же считается, что Франц Кафка изобрёл первую каску, за что получил награду от Американского объединения безопасности труда.
Стиляги в СССР добавляли в одежду всё, что подворачивалось под руку / Фото: travelask.ru
Кажется, что только в Америке могли появиться и подтяжки с зажимами, которые быстро и вполне презентабельно защёлкивались. Такие образцы, запатентованные Дэвидом Ротом, называли «холостяцким» аналогом подтяжек, подразумевая то, что они не нуждались в заботливых руках женщины, способных пришить пуговицу. Такие подтяжки с клипсами считались очень удобными, однако их носили менее взыскательные и обеспеченные слои населения. Необеспеченность приравнивалась к беззаботности и мимолётности жизни.
Подтяжки на пуговицах, перекинутые крест-накрест долгое время надевали очень влиятельные джентльмены, отдавая дань уважения старой школе британского стиля. Затем британские скинхеды, образовавшие целую субкультуру, разросшуюся и в других странах, сделали из них отличительный знак представителей своего лагеря. Причём в конце шестидесятых они носили исключительно подтяжки на клипсах – возможно, чтобы подчеркнуть непринадлежность к состоятельной в финансовом отношении касте людей. В каждой стране и культуре молодёжь выражала протест по-разному - но многих роднило использование выразительных подтяжек. Сегодня на показах мод такое решение так же отсылает к Великобритании середины двадцатого века.
Субкультура скинхедов в Британии / Фото: rabkor.ru
Возвращаясь к факту того, что Альберт Торстон на своём веку столкнулся с тем, что его изобретение посчитали не вписывающимся ни в какие рамки приличия, можно сказать, что уже на стыке тысячелетий подтяжки вновь обрели скандальное предназначение. Конечно, это выглядело уже далеко не так кощунственно, но сам факт того, что женщины и знаменитости стали надевать подтяжки на светских вечерах уже отдаёт провокацией. Размывание гендерных стереотипов в отношении моды во многом отняли у подтяжек флёр мужественности и напористости, заданный им ещё в Великобритании.
Празднование Октоберфеста / Фото: disgustingmen.com
Спустя столько лет они немыслимым образом объединяют скинхедов, стиляг и завсегдатаев «Октоберфеста» в Баварии. Словом, образ человека в подтяжках всегда зависит не от подтяжек, а от человека. Такая часть имиджа подчёркивает качества, уже ему присущие, усиливая либо нелепость, либо мужественность, либо яркость внешнего вида.
Если вам понравился материал, не пропустите:
На какие жертвы шли советские женщины, чтобы добиваться гладкости кожи