Заметить символ радиации на гражданской авиации достаточно сложно, в первую очередь по причине больших габаритов лайнеров и планеров. Куда проще увидеть упомянутый зловещий значок на военной авиации, на боевых вертолетах. Впрочем, рисуют его на всех современных летательных аппаратах. Самое время выяснить, для чего же он нужен и действительно ли самолеты и вертолеты являются потенциальными источниками радиационного загрязнения.
Вот виновник. |Фото: yandex.ru.
Чаще всего знакомый значок можно увидеть в носовой части летательного аппарата, а также на его хвосте. Сразу испортим интригу: данный символ действительно является тем, чем кажется и обозначает источник радиоактивной угрозы. Справедливости ради стоит отметить, что хоть сколь-нибудь серьезного радиационного загрязнения ни самолет, ни вертолет, ни один из агрегатов летательного аппарата дать не способен. И все-таки, во время работы от самолетов и вертолетов исходит, пускай и совсем небольшое, но бета-излучение.
Отличная и полезная штука. |Фото: ekspertai.eu.
Что касается непосредственно радиоактивной опасности, то стоит напомнить о том, что бета-излучение имеет намного меньшую степень проникновения по сравнению со смертоносным гамма-излучением. При этом проникающая способность бета-лучей существенно выше, чем у альфа-лучей. Значительные дозы «бета» могут стать причиной радиоактивных ожогов (как наружных, так и внутренних). Бета-лучи полностью поглощаются несколькими метрами воздуха или 1-3 мм алюминия. Таким образом, на расстоянии в десятков метров источник излучения (например, самолет) будет безопасен для окружающих.
Обычно на носу. |Фото: scalemodels-tu154.ru.
Так что же излучает в самолете бета-лучи? И почему лучше не стоять рядом с нарисованным значком радиации? Виновником нанесения маркировки является радиоизотопный датчик обледенения. Это автоматизированное устройство, которое контролирует степень обледенения машины при помощи бета-лучей. Если они перестают проходить, датчик самостоятельно активирует работу системы против льда.
Вот такая вещь. ¦Фото: caves.ru.
Сегодня радиоизотопные датчики считаются устаревшей технологией. От них постепенно отказываются в военной авиации, отдавая предпочтение более точным измерительным приборам. В гражданской авиации радиоизотопные датчики по-прежнему находят куда более широкое применение. Однако, прогресс выдавливает их и из этой области.
Если хочется почитать еще что-нибудь интересное, стоит узнать о том, для чего самолеты сбрасывают горючее во время полета, и достигает ли керосин земли.