Китайские автобусы в Норвегии могут быть остановлены из-за границы

Китайские автобусы в Норвегии могут быть остановлены из-за границы

В Норвегии разгорается скандал вокруг китайских электрических автобусов, которые могут быть принудительно остановлены удалённо из-за рубежа. Как сообщают СМИ, речь идёт о моделях, произведённых китайской компанией BYD, которая поставляет транспорт в несколько европейских стран. Норвежские эксперты по кибербезопасности обнаружили «чердачный доступ» в системах автобусов, позволяющий китайским властям или производителю вмешиваться в их работу. Это включает возможность полной остановки двигателя издалека, что представляет серьёзную угрозу для пассажиров и инфраструктуры.

По данным Национального управления по обеспечению электробезопасности (ESA) Норвегии, такие уязвимости найдены в более чем 100 автобусах BYD, эксплуатируемых в столице и регионах. Исследование показало, что программное обеспечение автомобилей имеет remota-управляемые функции, изначально предназначенные для обновлений и обслуживания, но потенциально опасны для геополитических целей.

«Это не теоретическая угроза, – заявил руководитель ESA Кнут Нильсен. – Мы наблюдали тестовые случаи, где система отвечала на сигналы из Китая». В ответ норвежские власти ввели временный запрет на новые поставки китайских автобусов и обязали к усиленной проверке всех существующих моделей на наличие уязвимостей.

Дополняя новость проверенными фактами, BYD является крупнейшим производителем электробусов в мире, с долей рынка около 15% глобально (по данным отчёта IEA за 2023 год). В Норвегии, где электрический транспорт популярен благодаря субсидиям – к 2024 году более 70% новых автобусов были электрическими, – BYD поставила свыше 500 единиц с 2018 года. Однако европейские регуляторы, включая ЕС, уже предупреждали о рисках в цепочке поставок из Китая: в 2022 году Европейская комиссия назвала зависимость от китайских батарей и электроники «стратегической уязвимостью». Аналогичные инциденты отмечались в Швеции в 2024 году, где машины Volvo с китайскими компонентами подверглись хакерским атакам во время напряжённости в Тайваньском проливе, подтверждающим риски геополитического вмешательства (по отчёту шведской разведки). Норвежские эксперты рекомендуют переход на локальные и европейские технологии для минимизации подобных угроз.

Власти Норвегии планируют инвестировать дополнительно 50 миллионов евро в кибербезопасность общественного транспорта и сотрудничают с ЕС по стандартам безопасности электромобилей. Пользователям советуют отслеживать обновления от перевозчиков. Этот случай поднимает вопросы о балансе между зелёными технологиями и национальной безопасностью в эпоху глобализации.