9.09.2022 18:00
Технологические компании активно инвестируют в разработку решений для безопасности на дорогах. Особое внимание уделяется системам мониторинга состояния водителей, ведь по статистике 94% ДТП спровоцированы именно человеческим фактором. В 7 случаях из 10 аварии происходят из-за усталости и отвлечения внимания, а около 30% водителей признаются, что хоть раз в жизни отключали внимание за рулем. На помощь приходят современные технологии, и наиболее впечатляющие результаты демонстрируют системы мониторинга состояния водителей, созданные на базе искусственного интеллекта. Самое интересное решение, представленное сегодня на рынке – система «Антисон», разработанная московской компанией «КСОР Групп» и получившая в 2021 году национальную премию в номинации «Логистика». В настоящее время высокотехнологичными устройствами «Антисон» от КСОР на базе нейросетей оборудовано 9000 единиц наземного общественного транспорта города Москва, а также 1500 локомотивов столичного метрополитена.
Как появился «Антисон»: история проекта
Группа компаний «КСОР» занимается разработкой IT-решений для безопасного дорожного движения далеко не первый год. Прототип системы «Антисон» для водителей появился еще в 2014-м, тогда же были проведены пилотные испытания, показавшие эффективность такого оборудования для предупреждения отвлечения внимания и засыпания водителей. В 2019-м «КСОР Групп», выросшая из небольшого инженерно-исследовательского центра в перспективную IT-компанию, заключила контракты с Московским метрополитеном и «Мосгортрансом». В ближайших планах компании – установка оборудования в государственных и частных автопарках в других регионах России. Впрочем, общественный транспорт – не единственная сфера, в которой сегодня используются устройства мониторинга состояния водителей «Антисон». Бесконтактные системы на основе компьютерного зрения уже работают на спецтехнике в самых разных отраслях, от горнодобывающего дела и нефтегазовой промышленности до ритейла и аграрного сектора.
Сама компания «КСОР» называет свою разработку универсальным решением, ведь «Антисон» для водителя с одинаковым успехом может использоваться в любой сфере, где оператору жизненно важно сохранять предельную концентрацию при управлении транспортным средством или спецтехникой. В частности, «КСОР Групп» видит в своем продукте богатый потенциал для применения на объектах критической инфраструктуры, в том числе на атомных и гидроэлектростанциях, крупных промышленных предприятиях, опасных производствах.
Эффективность системы «Антисон» в цифрах
По информации компании «КСОР», ее центр мониторинга ежегодно получают более 10 миллионов сигналов. Из них около 200 тысяч приходятся на подтвержденные инциденты: признаки чрезмерной усталости и засыпания водителя, курение за рулем, разговоры по мобильному телефону во время движения. Еще одна особенность бесконтактных комплексов «Антисон», отличающая их от многих других систем мониторинга состояния водителей – минимальный процент ложных срабатываний. На них приходится менее 1% всех оповещений, поступающих в диспетчерские центры мониторинга. Для сравнения: обычные камеры видеонаблюдения, устанавливаемые в кабинах водителей общественного и коммерческого транспорта, дают до 50% ложных срабатываний.
Для наглядности приведем еще немного статистики за IV квартал 2021 и I квартал 2022 года. При сборе информации использовались статистические данные и отзывы, предоставленные «Мосгортрансом», а также коммерческими компаниями, автопарк которых уже оборудован системами мониторинга компании «КСОР». После оборудования столичного общественного транспорта системами «Антисон» для водителя количество дорожно-транспортных происшествий на дорогах Москвы снизилось на 26%.
По данным всех компаний, на транспортных средствах которых установлена система:
- Число инцидентов, связанных с курением водителей за рулем, уменьшилось на 34%.
- Количество инцидентов, связанных с разговором по телефону и общением в мессенджерах во время движения, снизилось на 69%.
- Зарегистрировано на 52% меньше потенциально опасных ситуаций по причине отвлечения внимания водителей.
Как устроен «Антисон»
Как уже было сказано, система мониторинга, разработанная «КСОР Групп», имеет ряд принципиальных отличий от традиционных камер видеонаблюдения (в том числе имеющих функцию потоковой записи). Революционное решение на основе технологии многослойных нейросетей, которая непрерывно анализирует входящий видеопоток на предмет потенциально опасных сигналов: нетипичного положения головы, поведения глаз, очевидных признаков усталости. Непрерывно обучаясь, умные нейросети сравнивают текущие изменения в мимике каждого водителя с историческими данными, записываемыми системой в личный кабинет пользователя. Как утверждают разработчики, IT-решение способно распознать признаки засыпания всего за 2 секунды. Важно и то, что такие комплексы мониторинга успешно интегрируются в контур любой IT-системы. При желании к системе «Антисон» можно подключить необходимое оборудование: тахографы, датчики, мониторы, видеокамеры.
Само устройство представляет собой небольшую камеру с модулем инфракрасной подсветки. Инженеры «КСОР Групп» изначально учли тот факт, что видеокамера находится непосредственно перед водителем и работает на протяжении всей смены. По этой причине разработчики уделили максимум внимания безопасности: все системы «Антисон» полностью соответствуют гигиеническим и светобиологическим требованиям. В комплекс также входит модуль, своевременно оповещающий водителя о потенциально опасной ситуации. К слову, ключевое отличие «Антисна» от других систем мониторинга состояния водителей заключается в том, что такое оборудование не просто фиксирует нарушения, а с высокой эффективностью предупреждает опасные ситуации, приводящие к ДТП.
Безопасность дорожного движения «под ключ»
Можно сказать, что разработчик выбрал поистине беспроигрышную тактику, сделав ставку на формат Safety As a Service («Безопасность как услуга»). Компания «КСОР» не просто продает и устанавливает системы мониторинга, но также предоставляет услуги ситуационного центра, работающего в круглосуточном режиме.
После фиксации инцидента система подает мгновенный звуковой сигнал водителю, а также направляет соответствующее сообщение в центр мониторинга, оповещая о потенциальной опасности оператора диспетчерского центра. Оценка ситуации осуществляется человеком, что обеспечивает практически 100% точность распознавания и сводит к минимуму количество ложных срабатываний. Организации-заказчику доступна как статистика в режиме реального времени, так и история событий по всем ТС автопарка, а также по каждому водителю.
В статье приведены статистические данные за IV квартал 2021 и I квартал 2022 года. При сборе информации использовались отзывы, предоставленные «Мосгортрансом» и коммерческими компаниями, автопарк которых уже оборудован системами мониторинга компании «КСОР».
Понравилась эта новость? Подпишись на нас в соцсетях!
Смотрите ещё
- Траурный венок: круговорот жизни и смерти в сплетении цветов 4.10.2024
- Почему специалистам и руководителям важно повышать квалификацию по охране труда 1.09.2024
- ОРВИ и бронхит: как отличить и справиться 30.07.2024
- Последствия и осложнения после перенесенных инфекционно-воспалительных заболеваний дыхательных путей 20.06.2024
- Организация похорон в культурной столице: советы для достойной церемонии прощания в Санкт-Петербурге 21.05.2024