На фотографиях и в кино нередко приходится видеть танки, у которых оторвало башню. Говорить о том, что танк - машина серьёзная, рассчитанная на выдерживание большого урона, ненужно. Уже только из этого проистекает закономерный вопрос: как вообще танку может оторвать башню? Не меньше вопросов вызывает и то обстоятельство, что с современными танками подобное фактически не случается. Почему?
Происходит так по двум причинам. /Фото: regnum.ru.
Наиболее распространенных причин отрыва башни у всего две. Обе они так или иначе связаны с серьезным повреждением боевой машины. Первая причина достаточно тривиальна: это попадание мощного снаряда в уязвимое место между башней и корпусом танка. Чаще всего такое в годы Второй мировой войны происходило, когда танк «ловил» выстрел от какого-нибудь крупного артиллерийского орудия или САУ. В этом случае удар и (или) взрыв получается такой силы, что никакая конструкция выдержать не в состоянии и башню срывает, нередко отбрасывая при этом на десятки метров. Важно понимать, что инциденты такого рода достаточно редки.
Такое может быть с любым танком. /Фото: m.fishki.net.
Вторая причина является наиболее распространенной. Это подрыв боеукладки танка со снарядами в результате пожара в машине или прямого попадания вражеского боеприпаса в отсек-хранилище. Подрыв боеукладки далеко не всегда означает гарантированный срыв башни, однако последнее чаще всего происходит именно вследствие данного инцидента. Суть в том, что внутри танка образуется огромное избыточное давление, которые предсказуемым образом находит себе выход через самый непрочный элемент конструкции – место крепления танковой башни.
Все из-за подрыва боеукладки. /Фото: livejournal.com.
Решить проблему детонации боеукладки танка смогли уже только после Второй мировой войны. Для этого в конструкцию боевых машин стали добавлять вышибные панели, которые должны выстреливать в случае подрыва внутри танка и отводить взрывную волну от отделения с экипажем. До этого танкистам приходилось идти на всевозможные эрзац-решения, вроде езды с постоянно открытыми люками. Это позволяло снизить давление взрывной волны внутри машины и повысить шансы на выживание экипажа и сохранение целостности машины. Само собой, серьезных шансов подобный прием людям все равно не давал и работал по большей части в качестве успокоительного.
Случается такое и с современными танками. /Фото: reibert.info.
В продолжение темы читайте про то, как в Советском Союзе распорядились с трофейными немецкими танками после войны.