Магазины, по которым можно ходить до упаду...
«Магазины, по которым можно ходить до упаду» - именно так называют в США супермаркеты, и это название как нельзя лучше передает смысл американской потребительской культуры, которая в последние десятилетия распространилась по всему миру. Моллы достигли своего расцвета в 1980-х, хотя на самом деле, существуют, зародившись в американских пригородах, более 60 лет. В этом обзоре собраны малоизвестные факты о супермаркетах, которые будут интересны всем, кто хотя бы раз заходил в такой магазин.
1. Оригинальный молл
Southdale Center в Эдине.
Когда архитектору Виктору Грюну было поручено спроектировать в 1952 году торговый центр в Эдине, штат Миннесота, вдохновением ему послужил его родной город Вена. Southdale Center стал первым примером американского крупномасштабного торгового центра с почти 75 магазинами, заполняющими два уровня торговых площадей. В центре всего этого Грюн построил свою версию европейской рыночной площади: крытый двор с фонтанами, золотыми рыбками, скульптурами и растительностью.
Этот нюанс помог сделать Southdale не только «огромным магазином», но и местом для отдыха и общения. Идея торгового центра как социальной площадки приобрела популярность, когда дизайн Грюна использовался в качестве модели для большего количества торговых центров по всей стране.
2. «Это как парк, разбитый на деревенской улице...»
Фрэнк Ллойд Райт ненавидел первый молл.
В октябре 1956 года открытие первого молла Southdale Center было встречено восторженными отзывами, но у него был один известный критик. После посещения этого торгового центра в ноябре того же года известный архитектор Фрэнк Ллойд Райт выразил свое отвращение в газете Star Tribune. «Это как парк, разбитый на деревенской улице, непонятно как это может понравиться кому-то, - сказал он. - Кто захочет сидеть в этом пустынном месте - неизвестно».
3. Дизайнер молла отказывался от своего изобретения
Виктор Грюн.
Виктор Грюн жил достаточно долго, чтобы увидеть торговые центры, изменившие американскую культуру в конце 1970-х годов, и то, что он увидел, глубоко обеспокоило его. На самом деле, он сам не верил в то воплощение архитектурных и общественных инноваций, которое построил в Эдине. В 1978 году в интервью Грюн сказал, что он не в ответе за то, что ему заказали, дабы максимизировать прибыль.
4. Mall of America
В Mall of America есть парк развлечений, аквариум и симуляторы полета.
С момента своего открытия в 1992 году в Блумингтоне, торговый центр Mall of America обладает титулом крупнейшего торгового центра на земле. Этот постоянно расширяющийся комплекс состоял из 530 магазинов площадью более 0,45 миллиона квадратных метров. В дополнение к достопримечательностям, перечисленным выше, в торговом центре также есть комедийный клуб, детский музей, зеркальный лабиринт и поле для мини-гольфа.
5. Вдохновение для Джорджа Ромеро
Кадр из фильма «Атака пауков».
Торговые центры послужили вдохновением для нескольких фильмов ужасов, в том числе для «Роботов-убийц» (1986), «Фантом торгового центра: Месть Эрика» (1989) и «Атака пауков» (2002). Но первым режиссером, который подчеркнул жуткую атмосферу пустого торгового центра, был знаменитый автор ужастиков Джордж А. Ромеро.
После режиссирования классического фильма о зомби «Ночь живых мертвецов» (1968), Ромео направился в торговый центр для того, чтобы снять продолжение «Рассвет мертвецов» (1978). Как режиссер сказал BBC в 1997 году, у него создалось впечатление от современных торговых центров, что люди в них действительно становятся зомби.
6. «Перенос Грюна»
Southdale Mall в Миннесоте.
Наверняка каждый когда-либо терял чувство времени и пространства, блуждая по торговому центру. Это чувство приятной дезориентации известно как «перенос Грюна», по имени создателя оригинального торгового центра. Как и казино, торговые центры построены таким образом, что они предлагают потребителям бесконечно потреблять товары и услуги, по сути не предоставляя им выхода.
Это призвано усыпить самоконтроль покупателя - после того, как он ненадолго прогуляется по бесконечному лабиринту магазинов, то забудет, что искал и поддастся импульсивному решению купить то, что приглянулось.
7. Штатные Санта-Клаусы
Санта-Клаус в торговом центре.
Санта-Клаусы и Деды Морозы являются «завлечением» для покупателей с детьми во время праздников. Естественно, владельцы торговых центров не забывают достойно оплачивать услуги своих знаменитых сотрудников. Санта — это очень неплохо оплачиваемая должность, на которой люди за шестьдесят рабочих часов могут получить пятизначную сумму.
8. Америка — страна «мертвых» моллов
«Мертвый» молл...
Торговые центры был одной из многих отраслей промышленности, которые стали жертвой роста Интернета. В США в течение последних нескольких десятилетий закрылись сотни торговых центров в США, и ожидается, что в ближайшие пять лет будут закрыты еще сотни. В то время как некоторые «мертвые торговые центры» начали заново использоваться в качестве церквей, теплиц и жилых комплексов, другие так и стоят заброшенными.