Если внимательно посмотреть на гусеницы танка Т-34, а затем на гусеницы большинства других советских танков времен первой половины и середины XX века, то можно сделать одно интересное наблюдение. У Т-34 в гусеничном движителе отсутствует характерное колесо в форме звездочки. Отсюда возникает вопрос, как без него советский танк вообще умудрялся ездить, и почему на такое решение пошли отечественные конструкторы?
Гусеницы бывают разные
Главный так РККА. |Фото: 1zoom.ru.
Первые гусеничные движители появились на свет еще в XIX столетии. Однако, привычный всем вид танковых или тракторных гусениц был создан только в начале XX века. Ярким дебютом данного механизма стала Первая мировая война, в ходе которой впервые в истории человечества были массово применены танки. Еще в ходе империалистической войны гусеничные движители начали активно развиваться. В итоге к концу первой половины XX века появилось множество форм, компоновок и способов устройства рассматриваемого механизма.
Советские танки имели разные гусеницы. |Фото: bizbi.ru.
Большинство гусеничных движителей состоит из нескольких основных элементов: соединенных между собой и образующих гусеницы траков, опорных и поддерживающих катков, придающих движителю нужную форму, направляющего колеса, отвечающего за натягивание гусеницы и, конечно же, ведущего колеса, соединённого с трансмиссией и преобразующего тем самым собственно вращение переданное от двигателя в поступательное движение гусеничной машины. В контексте обсуждения гусениц танка Т-34 нас больше всего интересует именно ведущее колесо. Именно оно обычно выполняется в форме звездочки. Обычно, но далеко не всегда.
Все дело в том, что гусеничные движители могут использовать разные типы ведущих колес и как итог, разные типы траков. Сегодня используется три основных вида таких катков:
Цевочное зацепление. |Фото: kpopov.ru.
Ведущее колесо цевочного зацепления – каток, состоящий из двух зубчатых венцов со ступицей между ними. При такой конструкции в траках имеются специальные прорези для зубцов «звездочки». Главные плюсы такой системы – лёгкость и компактность гусеницы. Главные минусы – сложность и дороговизна в производстве, а также меньший ресурс. И да, данное ведущее колесо является той самой характерной «звездочкой», которую можно увидеть в конструкции многих танков.
Гребневое зацепление. |Фото: nevsepic.com.ua.
Ведущее колесо гребневого зацепления – каток, который состоит из двух гладких дисков. При этом такие колеса бывают двух видов: с зубчатым венцом внутри или с роликами внутри. Собственно, танк Т-34 использует именно последнюю разновидность. Из-за чего в нем применяется специфическая гусеница на траках которой имеются массивные выступы-гребни. Именно ими гусеница и цепляется за прорези в гладком колесе. Главный минус такой системы – высокая масса. Главные плюсы – простота в производства и намного больший ресурс.
Фрикционные гусеницы. |Фото: present5.com.
Ведущее колесо фрикционного зацепления – в данной системе ведущий каток также является гладким, а сцепление с гусеницей осуществляется только за счет силы трения. Фрикционные катки широко применялись в технике между двумя мировыми войнами, однако в силу достаточно большого количества недостатков и сложности в эксплуатации, уже в 1940 годам такие гусеничные движители почти вышли из употребления.
Почему в Т-34 использовали именно гребневое зацепление?
Всему виной производство. |Фото: tr.pinterest.com.
В разных советских (и не только советских) танках использовались разные способы организации гусеничных движителей. Выбор той или иной системы может показаться странным и не всегда является очевидным. Возникает вопрос: почему в Т-34 использовано гребное зацепление гусеницы, если в каком-нибудь КВ-1 использовавшееся в то же время применялось цевочное зацепление? Ответ на данный вопрос состоит из нескольких частей.
Главная причина - нехватка марганца. ¦Фото: livejournal.com.
Во-первых, с самого начала к танкам Т-34 предъявлялись повышенные требования к рабочему ресурсу. С точки зрения боевых качеств было бы лучше использование именно цевочного зацепления («звездочки»). Однако, с точки зрения длительной эксплуатации танка в глазах конструкторов выигрывала именно система гребного зацепления.
Во-вторых, на момент 1930-х годов гребневое зацепление уже использовалось в ряде массовых танков Советского Союза, в том числе в легком БТ-7. Таким образом промышленность была заинтересована в унификации производственных линий, а армия была заинтересована в унификации комплектующих для боевых машин (что облегчало ремонт).
В-третьих, были и чисто экономические причины. Ведущие колеса-звездочки были более требовательны к материалу. В 1920-1940-е годы литейная промышленность СССР стремительно росла. Сталь и чугун были нужны и народному хозяйству, и оборонной промышленности. Проблема была в том, что одним из важнейших химических элементов при выплавке стали и чугуна как раз является марганец. Он используется для удаления кислорода и связывания серы. Чем больше марганца – тем лучше сталь или чугун. И как несложно догадаться, растущему производству этого материала постоянно не хватало. В ВПК марганец в первую очередь шел для производства броневой стали. Поэтому экономить было решено на колесах. Ведущие-звездочки производились только для малочисленных тяжелых танков. А вот массовые легкие и средние машины было решено переводить на гребневой захват, колеса для которого можно было делать из материала подешевле.
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про «Штурмтигр»: как показал себя на деле грозный сокрушитель городов вермахта.