Наука и техника RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0



Сегодняшние тенденции к разумному потреблению и экологичным технологиям толкают разработчиков либо создавать новые, более «чистые» источники энергии, либо возвращаться к тем, которые отвечают современным требованиям, но пока не получили билет в жизнь. К последним относится и концепт использования водородного топлива, который решили применить и австралийские инженеры при проектировании самолёта-доставщика спутников на орбиту Земли. Вот только при всей перспективности этой разработки, о ней уже критически высказалось немало скептиков. А причиной как раз и явилось то самое водородное топливо.

Водородное топливо вновь пытаются сделать панацеей современной энергетики. /Фото: nb159.ru

Водородное топливо вновь пытаются сделать панацеей современной энергетики. /Фото: nb159.ru


Довольно неожиданной для научного сообщества было сообщение об активной работе в области водородного моторостроения специалистов австралийской компании Hypersonix Launch Systems, которая и появилась-то всего несколько лет назад. Более того, они представили не просто амбициозный, а в какой-то степени революционный концепт гиперзвукового самолета-доставщика спутников на орбиту. Проект аппарата под названием Delta Velos предусматривает наличие у последнего четырёх гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей Spartan, который и работает на водородном топливе.

Концепт водородного двигателя Spartan. /Фото: naked-science.ru

Концепт водородного двигателя Spartan. /Фото: naked-science.ru


Справедливости ради, следует уточнить, что и до австралийцев работы с водородным топливом велись довольно активно ещё полвека назад. Так, первопроходцами в попытках освоения этой технологии были американцы, а затем в гонку подключился и Советский Союз. Например, отечественные инженеры планировали перевести на водородное топливо самолёт Ту-155, однако в конечном итоге он оказался на природном газе. В наше время в разных уголках планеты обуздать этот газ для нужд энергетики пытаются регулярно, однако самыми смелыми в этом отношении оказались именно австралийцы.

Ту-155 - советская попытка приручить водородное топливо для гражданских нужд. /Фото: edicthai.com

Ту-155 - советская попытка приручить водородное топливо для гражданских нужд. /Фото: edicthai.com


Более того, оказалось, что на зелёном континенте двигателем на водородном топливе занимаются уже больше трёх десятилетий, а собственно Spartan уже около десяти раз совершил суборбитальные полёты, но именно сейчас эту эстафету получила команда молодой компании Hypersonic. На сегодняшний день с целью разработок является вывод на орбиту искусственного спутника массой в 50 килограмм: по задумке разработчиков гиперзвуковой аппарат Delta Velos должен на высоте в несколько десятков километров вывести его в свободный полет, а сам носитель вернется обратно.

Концепт-арт вывода спутника на орбиту с помощью доставщика Delta Velos. /Фото: linkedin.com

Концепт-арт вывода спутника на орбиту с помощью доставщика Delta Velos. /Фото: linkedin.com


Воплотить концепт в жизнь австралийцы планируют в ближайшие два-три года: на данный момент собирается только опытный прототип в меньшем масштабе, а первый полёт полноценной модели должен быть совершён в 2024 году. При условии удачного хода испытаний и первых полётов компания намерена расширять свои разработки в этом направлении также для создания военных и гражданских гиперзвуковых самолетов: по данным редакции Novate.ru, такой лайнер будет способен пересечь Тихий океан два-три часа.

Схема запуска самолёта-доставщика и спутника, предусматриваемая разработчиками. /Фото: newatlas.com

Схема запуска самолёта-доставщика и спутника, предусматриваемая разработчиками. /Фото: newatlas.com


Однако при всей перспективности австралийского концепта вокруг него собралось немало скептиков. А ведь на первый взгляд водородное топливо по ряду показателей превосходит то же авиационное: например, оно более экологичное, ведь его выхлоп, по сути, является водяным паром с долей примесей оксидов азота. Кроме того, оно для реактивного двигателя оно обеспечивает очень высокий удельный импульс тяги, за счёт высокой энергоемкости и небольшой массы водорода. А некоторые другие свойства этого газа позволяют ему повысить эксплуатационные характеристики двигателей.

Трудно сказать, чего больше в технологии водородного топлива - плюсов или минусов. /Фото: pravda.com

Трудно сказать, чего больше в технологии водородного топлива - плюсов или минусов. /Фото: pravda.com


Однако и минусов в технологии добычи водородного топлива, а также его применении оказалось немало: так, оно в десятки раз дороже самого качественного авиационного керосина. Кроме того, его трудно хранить, да и стандартными способами в бак оно не заливается: даже современные ёмкости не могут полностью исключить угрозу аварийной утечки. А если это всё-таки произойдет, то соединение водорода с кислородом становится чрезвычайно опасным.

Схема получения водородного топлива. /Фото: livenergy.com.ua

Схема получения водородного топлива. /Фото: livenergy.com.ua


Да и сам процесс создания водородного топлива вызывает вопросы: во-первых, даже с учётом нынешнего уровня научно-технического прогресса его изготовление будет экономически невыгодным из-за необходимости использовать большое количество ветрогенераторов и солнечных батарей, а также применения дорогостоящих дистилляторов. К тому же, использование последнего подразумевает наличие остатков так называемого рассола, который остаётся после дистилляции. Вопросы его хранении или утилизации пока не разработаны. Поэтому при всей амбициозности австралийского концепта, равно как и других, скептики утверждают, что его пытаются воплотить в жизнь слишком рано: возможно, время водородного топлива ещё не пришло.

Интересное видео с нашего канала:



Хочешь узнать больше о более традиционном топливе? Тогда читай: Бензин, дизель и керосин: чем отличаются друг от друга три вида топлива


Обратите внимание:








5682
30.01.2022 16:40
В закладки
Версия для печати




Смотрите ещё