
Сегодня от советского наследия в школах осталось не так уж и много, ведь время и прогресс на месте не стоят. Но некоторые вещи всё же напрасно ушли в историю, например, те самые парты из школ СССР - наклонные, с подставкой для ног. И хотя многие считают их пережитком прошлого, на самом деле они являются настоящим образцом самой удобной конструкции для всех, кто за ней учится, а аналогов по эффективности ей пока так и не нашли.

Та самая парта из советской эпохи.
Подобный тип рабочего стола ведёт свою историю ещё с эпохи Ренессанса, а в более поздние столетия такой тип конструкции перекочевал в учебные заведения. Однако школьную парту из СССР в том понимании, в котором мы знаем, придумал один человек ровно 160 лет назад. Звали его Фёдор Фёдорович Эрисман, и он был врачом-гигиенистом российско-швейцарского происхождения.

Гигиенист Фёдор Фёдорович Эрисман.
В числе исследований Фёдора Фёдоровича, которые стали очень известны в научной сфере, был анализ получения детьми проблем со зрением из-за того, что они сидят в неправильном положении в течение многих часов во время учёбы. Но на констатации этой зависимости Эрисман не остановился, а решил предложить выход из ситуации - создать такую мебель, которая была бы удобной и полезной для учеников. За основу он взял чертежи наклонного стола другого швейцарского врача, Фарнера, и переработал их под парту.

Проект рабочей парты врача Фарнера.
Интересно, что парта Эрисмана изначально была придумана как одноместная, однако уже тогда она имела ряд конструктивных особенностей, которые сделали её такой уникальной. Например, столешница была специально наклонена так, чтобы читать положенный на неё текст можно было под углом в 90 градусов. Дальше он рассчитал самое комфортное расстояние между глазами ребёнка и столешницей - от 30 до 40 сантиметров.

Парта Эрисмана и её параметры.
Все эти особенности позволяли практически исключить возможность появления сутулости у большинства детей и приобретения проблем со зрением. Так что неудивительно, что парта Эрисмана ещё в дореволюционные времена быстро завоевала популярность. Но тогда её изготовление было уж слишком дорогостоящим, поэтому обеспечить учеников такими партами могли лишь элитных учебных заведения. А потом её модернизировал гимназист Пётр Коротков - так, именно он придумал двухместный вариант парты.

Парта оказалась настолько успешной, что даже радикальные большевики от неё не отказались.
Когда после Октябрьской революции к власти в России пришли большевики, они избавились от множества имперского наследия, а вот парты Эрисмана оцениили по достоинству. Оно и понятно: такой рабочий стол ученика не травмировал его глаза и спину во время обучения, создавали больший комфорт и безопасность для учеников и снижали уровень травматизма. Вскоре она распространилась по всему СССР и за его пределы, где она также была оценена - ей даже памятник поставили в Варшаве.

Памятник парте в Польше.
В течение полувека парта Эрисмана была основной для советских учебных заведениях, однако в какой-то момент её всё-таки решили заменить. Сегодня в разных школах стоят самые разные столы, однако в некоторых заведениях подумывают вернуть дореволюционное изобретение Фёдора Фёдоровича. И не ностальгии ради - просто никому так и не удалось придумать более совершенный вариант парты для здоровья детского организма.
В дополнение к теме: Классы без стен и отсутствие учителей: 8 школ с нестандартными подходами к образованию