Автомобили RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Машины    



Советская танковая школа была одной из сильнейших в мире, даже несмотря на то, что родилась и оформилась заметно позже танковых школ других крупных держав. В 1930-е и 1940-е годы советские инженеры не стеснялись заимствовать лучшие технические решения у своих иностранных коллег, при этом привнося в каждую разработку свой собственный взгляд на проблему ударной бронетехники. Чем же выделялось советское танкостроение, и почему наши танки до сих пор одни из лучших в мире?


Чего только в СССР не делали... |Фото: ok.ru.

Чего только в СССР не делали... |Фото: ok.ru.


Пожалуй, главная особенность советской танковой школы может быть описана словами «бедность» и «рациональность». Еще в годы Второй мировой войны в СССР задумались над тем, что при таких темпах развития противотанковых средств, как сейчас (в том числе ручных гранатометов), уже совсем скоро все эти тяжелые и легкие танки станут банально не нужны. Какой толк от сложной, дорогой и тяжелой махины, если ее к стальному богу может отправить даже не противотанковая пушка, а отделение гранатометчиков? Поэтому в некотором смысле к танкам в СССР относились как к расходному материалу. Можно долго злобно иронизировать на тему, что «с плохим танком утилизируется и его экипаж», но как показывает практика: дороже и больше – это далеко не всегда лучше. Навороченные танки все также отлично горят и делают это вместе со своими экипажами.

Танков должно быть много. |Фото: ru.rbth.com.

Танков должно быть много. |Фото: ru.rbth.com.


Поэтому в Советском Союзе уже после Второй мировой войны решили сконцентрироваться в первую очередь на средние танки. Последним «средним» танком был Т-54. Он же с рядом допущений стал первым советским ОБТ. После мировой войны от тяжелых танков отказались в принципе. Все страны начали клепать те самые «основные боевые». Правда, дьявол он, как всегда, кроется в мелочах. Если сравнить масса-габаритных характеристики современных машин, то окажется что машины немецкой и американской школы куда больше походят на классические «тяжелые», в то время как машины советской/российской школы все как один похожи на «средние».

Какой-нибудь ОБТ М1 «Абрамс» и ОБТ Т-72 стоя рядом выглядят примерно также, как поставленные рядышком «средний» Т-34 и «средний» PzKpfw V «Пантера». Советская школа старалась делать свои танки как можно легче, мельче, быстрее, проще и дешевле. И конечно же нужно было сделать так, чтобы этих машин было много. Очень много. Было в послевоенном советском танкостроении 4 машины-вехи.

1. Т-64: «первый блин комом»



Первый блин комом. ¦Фото: ya.ru.

Первый блин комом. ¦Фото: ya.ru.


Танк Т-64 был уже полноценным «основным боевым» и надо сказать, что он был ужасен. Во всяком случае, если сравнивать с другими советскими машинами. У танка были плюсы: неплохая комбинированная броня (для своего времени), гладкоствольная 125-мм пушка, хорошая для своего времени система прицеливания, революционная подвеска и новая гусеничная система. Однако, были и драматические минусы: плохо работающий впервые примененный автомат заряжания, опасно расположенная боевая укладка снарядов, оппозитный дизельный двигатель, множество мелких недоработок.

2. Т-72: «дешево и сердито»



Новая 34-ка! |Фото: alternathistory.com.

Новая 34-ка! |Фото: alternathistory.com.


Можно долго рассказывать о том, почему Т-72 – это все еще очень хороший танк. Надежный дизель, новая ходовая часть, новый улучшенный автомат заряжания, огромная скорострельность (до 10 выстрелов в минуту), улучшенная 125-мм пушка. А самое главное, Т-72 обладал огромным модернизационным потенциалом, благодаря чему используется по сей день. При этом танк был дешев и прост в эксплуатации. За что его и любят по сей день. Это настоящий новый Т-34 времен «холодной войны».

3. Т-80: «а вместе мотора, дадим тебе пламенную турбину!»



Танк с газотурбинным двигателем. |Фото: Twitter.

Танк с газотурбинным двигателем. |Фото: Twitter.


Вспомнить Т-80 нужно уже хотя бы потому, что это был первый серийный танк СССР с газотурбинным двигателем. Хотя установки ГДТ-1000Т имеют свои недостатки, в целом Т-80 вышел не таким прихотливым, как многие о нем думают. При этом танки с ГДТ в целом тише, лучше работают при низких температурах, компактнее танков с дизелями. Главное, что инженеры наглядно показали, что ОБТ с газотурбинной установкой – это реальность! Интересно, что знаменитый американский «Абрамс» изначально израбатывался как машина под ГДТ установку. Однако у заокеанских партнеров, что-то пошло не так…

4. Т-90: «все лучшее танкистам»



Большой танк. ¦Фото: blogspot.com.

Большой танк. ¦Фото: blogspot.com.


Танк Т-90 был разработан уже к середине 1990-х годов, когда Советский Союз прекратил свое существование. Тем не менее, делали машину все еще советские конструкторы, да и закладывался проект в конце 1980-х. На сегодняшний день именно 90-ый является апофеозом конструкторской мысли отечественных танкостроителей. Машина вобрала в себя все лучшее из Т-72 и Т-80. По сравнению с ними боевые характеристики Т-90 возросли в 1.5-2 раза. Лучше него на сегодняшний день только Т-14 «Армата», который является принципиально новой вехой в танкостроении. Но это уже совсем другая история.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте о том, действительно ли американский «Northrop B-2 Spirit» за 44 млрд – бесполезная игрушка.


Обратите внимание:








2728
27.12.2022 23:58
В закладки
Версия для печати




Смотрите ещё