
Несколько лет назад в России состоялся показ новейшего истребителя пятого поколения. Так называемый «Checkmate», который в действительности называется Су-75, позиционировался как самолёт нового поколения с невиданными ранее возможностями. С тех пор прошло немало времени. Однако, как показали недавние события, проект «Шах и Мат» вовсе не сошёл на обочину истории. И всё же, многим гражданам должно быть интересно, как именно себя чувствует перспективная разработка ОКБ Сухого.

Самолёт непременно будет.
Летом 2021 года на авиасалоне МАКС под броским названием «Checkmate» (Шах и Мат) был представлен новейший российский истребитель. Строго говоря, показали на мероприятии полноразмерный муляж перспективной машины. Новинка позиционировалась как «лёгкий тактический самолёт» (ЛТС) V поколения. По словам создателей, Су-75 должен стать универсальной многофункциональной машиной. При этом конструкторы из ОКБ Сухого обещают, что смогут адаптировать возможности истребителя под нужды конкретного заказчика. Еще в 2021 году было заявлено, что в будущем Су-75 должен стать не только альтернативой современному Су-57, но и главной экспортной машиной российской авиационной промышленности. С тех пор прошло 4 года: так как же Су-75 чувствует себя сейчас?

За этим самолётом будущее.
Между тем событий последних лет наглядно продемонстрировали простую истину: боевая пилотируемая авиация планомерно уходит на второй план. На смену ей спешат беспилотные системы. И хотя последние едва ли когда-нибудь полностью вытеснят самолёты и вертолёты, в небе уже много изменилось. Впрочем, пока «летающие боеприпасы» не могут сравниться с ударной мощью современных самолётов. Например, какая-нибудь «Герань-2» обладает боевой частью всего в 90 кг, в то время как Су-34 способен доставить к цели до 8 тонн боевой нагрузки. С другой стороны, потеря беспилотника не стоит практически ничего, в то время как потеря боевого самолёта – это всегда серьёзный удар по карману. Что всё это значит? А значит, что несмотря на все достоинства авиации, спрос на последнюю со стороны ВВС падает.

Серьёзные характеристики.
Здесь-то на сцену и выходит уже упомянутый «Checkmate». По замыслу создателей, эта перспективная машина должна стать чем-то вроде МиГ-21, но только для XXI столетия. Самолёт должен иметь возможность стать по-настоящему массовым, а значит должен быть простым в обслуживании и относительно дешевым. И в этом Су-75 помогут использованные ОКБ Сухого технические решения, в частности переход к использованию в конструкции истребителя всего одного двигателя. В пользу российской машины говорят цифры. Предполагаемая стоимость экспортного образца составляет всего 30 млн долларов. Эта сумма может показаться большой, но на самом деле это не так. Для сравнения, американский F-16 родом из 1970-х годов в экспортном исполнении стоит от 32 млн долларов. При этом самый дешевый вариант современного F-35 обходится уже в сумму от 80 млн долларов. Нужно ли говорить, что при этом российский самолёт не только дешевле, но и как минимум не уступает по своим лётно-боевым характеристикам машинам главного конкурента?

Машину метят на экспорт.
Собственно, именно это обстоятельство и внушает наибольший оптимизм в пользу того, что новый российский «Checkmate» всё-таки воплотится в металле. Впервые о лётных испытаниях новинки в СМИ заговорили еще в конце 2024 года. Однако, в тот раз тема быстро сошла на нет. Позднее появилась информация о том, что Су-75 всё-таки полетит, но произойдёт это в 2025 году. В январе текущего года представители конструкторского сообщества впервые озвучили возможные сроки появления первых двух лётных образцов. Более того, стало известно, что к производству Су-75 могут подключить предприятия из Беларуси. Таким образом, уже в ближайшие месяцы «Checkmate» должен впервые подняться в воздухе. Впрочем, это не значит, что самолёт быстро примут на вооружение. Ожидается, что доводкой и налаживанием серийного выпуска придётся заниматься еще до 5 лет. А значит, российская армия получит новейшую машину лишь к 2030 году.

Полетит уже в этом году.
А вот интересное видео с нашего канала - 4 борца, которые укладывали легендарного Ивана Поддубного на лопатки:
В продолжение темы читайте про трасса АлСиб: секретный маршрут для доставки самолётов из США в СССР в годы войны.