
Согласно последним подсчётам, в распоряжении Соединённых Штатов имеется две с половиной сотни военных кораблей разных типов и примерно столько же подводных лодок. В США на их разработку и создание тратят неимоверные средства, но результат иногда получается весьма далёким от ожиданий. Одни стоят целое состояние, другие имеют технические недостатки, а третьи вообще непонятно для чего нужны.
1. Littoral Combat Ship

Littoral Combat Ship./ Фото: defense.gov
В 1990-х годах после очередных военных игр Соединённые Штаты решили построить серию кораблей, которые были бы способны полноценно работать в прибрежной зоне, поскольку уже имевшиеся корабли для этих целей подходили плохо. Многоцелевые военные корабли серии Littoral Combat Ship должны были заниматься перевозкой грузов до 700 тонн, осуществлять минную разведку и разминирование, выполнять специальные и диверсионные операции, а также заниматься противолодочной обороной. Если судить только по цифрам и описаниям, корабли LCS имели впечатляющие возможности. Они могли нести вертолёты, лодки и минисубмарины вместе с десантом, были оснащены зенитно-ракетными комплексами RIM-116 Rolling Airframe Missiles, артиллерией калибра 57 миллиметров и прочим стандартным вооружением.

Littoral Combat Ship./ Фото:iz.ru
Теоретически корабли Littoral Combat Ship имели широкий диапазон применения, но на практике всё было с точностью до наоборот. Из-за универсальной конструкции их противокорабельное и противовоздушное вооружение сильно уступало эсминцам, а сложная конструкция превращала их регулярное техническое обслуживание в настоящую проблему. Их постройка потребовала больших вложений, но от этого корабли не стали надёжнее, особенно их силовые установки. Они находятся в эксплуатации, но некоторые из них были списаны из-за технических проблем.
2. Авианосец USS Gerald R. Ford

Авианосец USS Gerald R. Ford./ Фото: youtube.com
В давлении на другие страны Соединённые Штаты во многом полагаются на авианосцы, поэтому и стараются сделать их как можно более совершенными. В 2005 году заложили новый авианосец USS Gerald R. Ford, разработанный с использованием самых современных технологий. Согласно приведённой информации, он может нести в общей сложности 75 самолётов разных типов и вертолётов, а также беспилотные летательные аппараты. Его общая длина составляет 337 метров, а экипаж вместе с лётным составом – четыре с половиной тысячи человек.

Авианосец USS Gerald R. Ford./ Фото: cnn.com
Авианосец USS Gerald R. Ford ввели в эксплуатацию летом 2017 года, но уже на этапе постройки специалисты изрядно с ним натерпелись. Во время испытаний они выявили много технических проблем, ведь им приходилось иметь дело с ещё не отработанной техникой. В итоге сдача в эксплуатацию несколько раз откладывалась, а на многочисленные доработки тратились изрядные средства. К сдаче проекта его стоимость по официальным данным превысила 13 миллионов долларов. При этом нет никаких упоминаний о том, что все выявленные проблемы удалось успешно решить и при этом не появилось новых. О трудностях с техническим обслуживанием американские военные тоже молчат, но они наверняка присутствуют, и, судя по отсутствию информации, достаточно серьёзные.
3. Фрегаты Oliver Hazard Perry

Фрегат Oliver Hazard Perry./ Фото: war-book.ru
Сложно сказать, являются ли фрегаты этой серии провальным проектом. В принципе, Соединённые Штаты получили именно то, на что и рассчитывали, а они хотели недорогой боевой корабль, который мог бы заниматься защитой конвоев и авианосных групп. При этом низкая цена была едва ли не самым главным требованием, вот разработчики и постарались сделать его подешевле. Корабли длиной 135 метров оснащались двумя газотурбинными двигателями и могли развивать скорость до 29 узлов. Среди их вооружения имелись 76-миллиметровая артиллерийская установка, торпедные аппараты, зенитно-ракетный комплекс Mk 13 и крылатые ракеты Harpoon.

Атакованный самолётом фрегат./ Фото: womanhall.ru
Корабли Oliver Hazard Perry широко использовались Соединёнными Штатами, а когда отработали своё, их продали другим странам. И уже тем пришлось мириться с несколькими серьёзными недостатками. Благодаря экономии буквально на всём, корабли имели сравнительно ограниченные ударные возможности, не могли как следует противостоять воздушным угрозам, а бронирование у них отсутствовало как класс. Можно считать большим везением, что ни один из них не участвовал в серьёзном морском сражении, хоть и были эпизоды участия в боевых действиях. Зато один из них атаковал самолёт двумя ракетами, и обе попали в цель. Справедливости ради стоит сказать, что корабль остался на плаву.
4. Крейсеры Ticonderoga

Крейсер типа Ticonderoga./ Фото: ria.ru
Многоцелевые ракетные крейсеры разрабатывались для борьбы с подводными лодками, кораблями и для противодействия угрозам с воздуха. В принципе, со своими задачами эти боевые корабли успешно справлялись. Специально для этих целей на них установили неимоверное количество современного высокотехнологичного оборудования. В частности, корабли оснастили системой «Иджис» (Aegis), которая имела большой радиус действия и могла обнаружить даже небольшие цели в воздухе и на поверхности моря.

Крейсер типа Ticonderoga./ Фото: wikipedia.org
Вот только их эксплуатация вышла совсем не беспроблемной. Неизвестно, о чём думали разработчики, но они не предусмотрели в них возможность модернизации, поэтому их переоснащение стало большой проблемой. Лишь впоследствии они изменили подход, но даже так серьёзную модернизацию не удалось провести. Оборудование и вооружение смогли обновить лишь частично, включая и систему «Иджис», но ситуацию это не сильно исправило. Крейсеры Ticonderoga начали принимать в эксплуатацию в 1980-х годах, а уже через десять с небольшим лет электроника сделала огромный скачок вперёд, и военные корабли безнадёжно устарели. В 2010 году сделали попытку модернизации, но слишком больших успехов не достигли. К настоящему времени большую их часть списали, в эксплуатации осталось около 9 штук.
5. Эсминцы USS Zumwalt (DDG-1000)

USS Zumwalt (DDG-1000)./ Фото: goodfon.com
В начале 1990-х годов стартовала программа по разработке новейшего эсминца, который в итоге должен был стать основной ударной силой ВМС США. Его основным вооружением была дальнобойная пушка 155-го калибра, стрелявшая уникальными боеприпасами, а для нанесения дальних ударов были предусмотрены пусковые установки для крылатых ракет. В нём использовалось много передовых технологий, в том числе системы наблюдения, разведки и малозаметности, поэтому проект получился чрезвычайно дорогим. К моменту постройки первого из них один корабль стоил 4,4 миллиарда долларов.

USS Zumwalt (DDG-1000)./ Фото: pinterest.com
Из-за громкой критики и возмущений относительно потраченных средств количество эсминцев сильно сократили, а судьбу проекта решила компания BAE Systems, занимавшаяся созданием и производством снарядов. ВМС США снизила количество закупаемых снарядов, а производитель в ответ во много раз поднял на них цену, и покупка основных боеприпасов сразу же стала нерентабельной. Так новейший и очень дорогой эсминец остался почти безоружным. Всего было построено три корабля, и они долго стояли без дела, пока командование не решило ещё раз вложить огромные средства на их переоснащение. Предполагается, что бывшие эсминцы станут ракетными кораблями.
Новейшие эскадренные миноносцы Zumwalt сами по себе вызывают большие вопросы. В них вложили много современных технологий, средств и времени, а в конечном итоге корабли оказались совершенно бесполезными.