Общество RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Разное    



Рассматривая актуальную схему ветки Горьковской ЖД Яр-Светлополянск (первая станция находится в Удмуртии, а последняя в Кировской области), несложно заметить, что Светлополянск будет тупиковой на ряде карт, в частности размещенной на ресурсе РЖД, тогда как в иных нескольких источниках дорога продолжается до Лесного. На советских картах было все то же самое – конечной станцией считалась именно указанная, а иногда стояла станция Верхне-Камская. Но железная дорога на этом не заканчивалась. Она тянулась и дальше, причем, больше чем на двести километров.


Несмотря на отсутствие на карте, железная дорога за станцией Верхне-Камская продолжалась еще на протяжении 250 км / Фото: slugba-perevozok.ru

Несмотря на отсутствие на карте, железная дорога за станцией Верхне-Камская продолжалась еще на протяжении 250 км / Фото: slugba-perevozok.ru


История несуществующей железной дороги



После появления Вятлага железнодорожный путь был протянут в северном направлении от ст. Верхне-Камская на 180 км / Фото: vyatlag.ru

После появления Вятлага железнодорожный путь был протянут в северном направлении от ст. Верхне-Камская на 180 км / Фото: vyatlag.ru


Еще в 1916 г. планировали построить дорогу в северо-восточном направлении от ст. Яр, но революция стала помехой этим планам. В 1929 г. о строительстве снова задумались, так как появилась необходимость перевозить лес и фосфоритную руду, которые и добывали в той местности. Но уже к концу тридцатых годов прошлого столетия, когда был построен Вятлаг, один из самых больших гулаговских исправительно-трудовых лагерей, новый железнодорожный путь длиной в 180 километров был протянут в северном направлении от ст. Верхнекамская (поселок Рудничный). Эта железная дорога была соединяющим звеном между пунктами лагерей, а их число до 1953 года регулярно увеличивалось.

Железнодорожное полотно было проложено до Крутоборки и соединяло большое количество поселений / Фото: rodnaya-vyatka.ru

Железнодорожное полотно было проложено до Крутоборки и соединяло большое количество поселений / Фото: rodnaya-vyatka.ru


Таким образом, железнодорожное полотно было проложено до Крутоборки. Именно оно и являлось соединяющим элементом между большим количеством поселений (их было более пятидесяти). Еще до ВОВ был сделан проект, по которому планировалось продолжить существующий маршрут до Усть-Кулома. На реке Вычегда, вблизи этого русского старинного села думали построить достаточно большую ГЭС. Но после 2-й мировой от этих планов отказались.

Сначала основной рабочей силой являлись заключенные, немного позже ею стали военнопленные. В Вятлаге в 1939 г. было приблизительно 20 000 осужденных, а уже ближе к 1948 г. их число стало более 25 000. К 1938 г. проложили дорогу до Соцгородка (станции Лесная). Там же было построено депо. Уже с 1939 г. сюда начали доезжать по регулярному маршруту поезда с пассажирами, состоящие из двух вагонов. Что касается железной дороги, уходящей дальше на север, то она была засекреченной, а значит и на обычных картах не была отображена. Так продолжалось до девяностых годов прошлого столетия.

Даже после появления на картах дополнительных населенных пунктов, дорога на участке Верхне-Камская-Крутоборка оставалась неизвестной / Фото: infojd.ru

Даже после появления на картах дополнительных населенных пунктов, дорога на участке Верхне-Камская-Крутоборка оставалась неизвестной / Фото: infojd.ru


После того, как Сталин умер, на картах появилось несколько дополнительных населенных пунктов, относящихся к Вятлагу. В них решили остаться жить некоторые из бывших заключенных, вышедших на волю по амнистии. Несмотря на это, дорога для большинства людей оставалась неизвестной, хотя на участке ст. Верхнекамская (поселок Рудничный)- Крутоборка находится приблизительно 250 километров пути.

Гайно-Кайская ЖД была сначала в ведомстве НКВД, потом МВД СССР. В восьмидесятых годах, после того, как количество лагерных пунктов сократилось, часть дороги была разобрана. Но действительно в упадок эта часть железнодорожного пути, а вместе с ней и сопутствующая инфраструктура, стала приходить уже после того, как Союз Советских Социалистических республик распался.

История существующей дороги



Ошибку в старых картах попытались исправить, но ненадолго - дорогу снова убрали из-за отсутствия колеи / Фото: vyatlag.ru

Ошибку в старых картах попытались исправить, но ненадолго - дорогу снова убрали из-за отсутствия колеи / Фото: vyatlag.ru


Дорога по истечении времени перешла к Минюсту РФ и уже после этого ее нанесли на карты, но убрать ее пришлось очень быстро. И дело было совсем не в засекреченности, а в том, что много километров колеи просто исчезло. Потихоньку рельсы начали снимать и сдавать на металлолом. Несмотря на то, что в ряде населенных пунктов продолжали жить сотни граждан, маршрут, проходящий через них, посчитали ненужным.

Начиная с середины девяностых годов прошлого века стали обсуждать, и довольно активно, проект под названием Белкомур. Согласно ему, планировалось строительство ЖД магистрали на участке Соликамск-Архангельск. Применение Гайно-Кайской ЖД являлось одним из возможных вариантов. Но тут появились сложности с модернизацией этой дороги и внесением ее в проект, ведь она не относится к РЖД.

В начале двухтысячных по маршруту Лесная-Крутоборка еще ходили поезда / Фото: rodnaya-vyatka.ru

В начале двухтысячных по маршруту Лесная-Крутоборка еще ходили поезда / Фото: rodnaya-vyatka.ru


В начале двухтысячных годов составы ходили по маршруту Лесная-Крутоборка, где проживало около 2 000 человек. Постепенно людей в поселке становилось все меньше и поезда сюда пускать перестали. Перестали они ездить и до Рудничного, причем не так давно, лет 10-15 назад. В наши дни от дороги протяженностью в 250 километров осталось только тридцать. Это участок, который находится между станциями Верхнекамская и Лесная.

В продолжение темы читайте, почему в России железнодорожная колея сделана шире, а в Европе более узкая.


Обратите внимание:







30708
25.01.2021 14:01
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё