Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Почему советские танкисты так уважали американский Шерман и чем он превосходил Т-34




Вторая мировая война привнесла много нового как в тактику, так и в стратегию и техническое оснащение, а бойцы смогли оценить технику из других стран. В частности, Советский Союз получил довольно много образцов по ленд-лизу. Правда, мнение о технике сложилось не самое лучшее, слишком уж сильно различались условия, для которых она создавалась. Но вот о танках «Шерман» советские бойцы отзывались хорошо.


На гусеницах по ленд-лизу: как «Шерман» попал в СССР

Техника по ленд-лизу./ Фото: livejournal.com

Техника по ленд-лизу./ Фото: livejournal.com


Первые американские танки M4A2 начали поступать в СССР в конце 1942 года, и это была одна из самых удачных дизельных модификаций, оснащенная двухмоторным агрегатом General Motors 6046 мощностью 410 л.с. В отличие от бензиновых версий, таких как M4A3, которые получали сами американцы, именно дизельный «Шерман» передавался советским войскам, в том числе и потому, что РККА уже имела опыт эксплуатации дизельных моторов и считала их более устойчивыми к пожарам, возникавшим в случае подбития. Всего до конца войны в СССР было поставлено около 4100 M4A2. Основные партии шли северным маршрутом через Мурманск, также через Дальний Восток по Тихому океану и по южному маршруту через Иран. Поставки были комплексными: танки сопровождались ремкомплектами, инструкциями, инструментом и запасными частями. Правда, далеко не всё доходило до фронта в целости.

Танки Шерман./ Фото: dzen.ru

Танки Шерман./ Фото: dzen.ru


Первое впечатление от машины у танкистов было настороженным. Корпус был непривычно высоким, башня необычной, внутри другая эргономика, а самым странным казались английские надписи. Мнение экипажа о заморской технике стало меняться уже после первых выездов, когда, невзирая на совершенно чуждое происхождение, танки оказались надежными, послушными в управлении и достаточно удобными, что в условиях войны стоит далеко не на последнем месте.

За что «Шерман» понравился экипажам

Американские танки оказались удобными./ Фото: pinterest.com

Американские танки оказались удобными./ Фото: pinterest.com


Советские танкисты, пересевшие с Т-34 на «Шерман», прежде всего порадовались простору. Американская машина была рассчитана под рослых механиков, с удобными сиденьями, хорошей вентиляцией, утеплением и дополнительным местом для хранения вещей. Там, где в Т-34 приходилось стоять сгорбленным между рычагами, в «Шермане» можно было сесть и даже выпрямиться. Органы управления были хорошо продуманы, рычаги ходовой части работали мягко, коробка передач переключалась четко, а запуск двигателя не требовал сложных манипуляций. Даже в сильные морозы дизель запускался легче, чем советские моторы, что становилось критически важным при зимних маршах. В танке было много мелочей, непривычных для советского стандарта: лампы освещения, перископы с многогранными линзами, резиновые амортизаторы сидений и выхлоп с фильтрацией.

Оснащение у танка было отличное./ Фото: dzen.ru

Оснащение у танка было отличное./ Фото: dzen.ru


Оружейная часть тоже вызывала уважение. Башня вращалась электроприводом, причем без рывков, стабилизатор наводки работал в движении — пусть и не идеально, но сам факт наличия подобной системы производил сильное впечатление. Радиостанция SCR-508 обеспечивала уверенную связь на несколько километров, тогда как отечественные рации часто работали нестабильно и требовали постоянной подстройки. Сразу чувствовалось, что американские инженеры думали не только о железе и военных потребностях, но и о человеке внутри. Это не отменяло боевой жесткости, но позволяло с меньшими потерями выдерживать длительное нахождение в танке.

Броня, огонь и подвижность

Шерман отремонтировать было сложно./ Фото: livejournal.com

Шерман отремонтировать было сложно./ Фото: livejournal.com


В плане защиты «Шерман» был сопоставим с Т-34, а в некоторых моментах даже превосходил его. Лобовая броня корпуса достигала 63 мм, башни — до 76 мм, но главное — геометрия. Американцы активно использовали наклонные плиты под рациональными углами и высококачественную гомогенную сталь. Правда, при прямых попаданиях с близкого расстояния она проигрывала по прочности цементированной броне Т-34. Вооружение на M4A2 устанавливали разное. Первые машины имели 75-мм короткоствольные орудия, позднее появились версии с 76-мм пушкой M1A1, которая уже уверенно пробивала немецкие «четвёрки» и могла поражать «пантеру» в борт. Прицел был точным, с хорошей кратностью, а благодаря электроприводу башня разворачивалась быстрее, чем на советских танках. Боекомплект размещался в нишах с термозащитой, что снижало риск взрыва.

Зато сломать его было легко./ Фото: largescaleplanes.com

Зато сломать его было легко./ Фото: largescaleplanes.com


О ходовой части говорили с противоречивыми чувствами. Подвеска VVSS (вертикальная пружинная) обеспечивала мягкий ход и хорошую управляемость на шоссе и в городских условиях, но на раскисшей земле Восточной Европы узкие гусеницы проигрывали широким тракам Т-34. Американский танк нередко «приседал» в грязи, требовал буксировки и оказывался менее проходимым на целине. По ресурсу ходовая служила дольше, но её ремонт требовал аккуратности, точных инструментов и серьёзных навыков.

«Шерман» идеальным не был

Танк прижился несмотря на недостатки./ Фото: vk.com

Танк прижился несмотря на недостатки./ Фото: vk.com


Конечно, далеко не всё советским бойцам нравилось в «Шермане», и высокий силуэт был самым очевидным минусом. При росте почти 2,75 метра «Шерман» выделялся на фоне ландшафта, особенно в степях и на открытых участках фронта. В отличие от Т-34, который можно было спрятать в кустах или за насыпью, американский танк требовал более продуманной позиции, иначе быстро становился удобной мишенью. Второй проблемой была подвеска VVSS, которая не прощала грубого обращения. Поддерживать её в рабочем состоянии в условиях советской ремонтной базы было сложно: не хватало специалистов, подходящих запчастей и просто времени. Нагрузка на ходовую возрастала в глине и снегу, и если механик-водитель не обращался с ней аккуратно, быстро появлялись поломки.

Шерман нашёл своё применение./ Фото: pinterest.com

Шерман нашёл своё применение./ Фото: pinterest.com


Сложности возникали и в адаптации танков к советским боеприпасам. Запасные снаряды к американским пушкам поставлялись вместе с техникой, но в условиях фронта мог возникать дефицит, особенно если бригада воевала вдали от снабженческих баз. Кроме того, сложность конструкции требовала иной культуры обслуживания, чего в условиях тотальной войны никто обеспечить не мог принципиально.

Sherman M4A2./ Фото: dzen.ru

Sherman M4A2./ Фото: dzen.ru


Несмотря на все отличия и сопутствующие проблемы, которые появлялись из-за этого, отношение к «Шерману» у советских танкистов со временем стало уважительным. В танковых частях он получил прозвища вроде «эм-четвёрки» или просто «американец». Особенно он ценился в гвардейских соединениях, где технику старались использовать бережно, а экипажи имели опыт. Многие командиры предпочитали «Шерман» в качестве командирского танка — благодаря просторной башне, удобной радиостанции и лучшему обзору. В бою машина проявляла себя не хуже Т-34: её бронирование позволяло выдерживать попадания, пушка уверенно поражала цели, а при должной тактике «Шерман» становился равным бойцом в танковом строю. После войны почти все машины были списаны или переданы союзникам, но в воспоминаниях фронтовиков они остались как боевые машины, на которых можно было воевать и выживать.

Ещё интересное с нашего канала:

5 откровенно странных штуковин из СССР, о назначении которых сегодня догадается не каждый



Танк Sherman M4A2 часто сравнивают с советским Т-34, хоть они и создавались для совершенно разных условий. Интересно, что сравнение это не всегда в пользу советской боевой машины, которая в силу своих особенностей, имела много недостатков.

Обратите внимание:

0
3337
Версия для печати