
Корвет «Саар-6» – самый современный военный корабль ВМС Израиля, который для этой страны построила немецкая судостроительная компания TKMS. На сегодняшний день военный флот Израиля имеет четыре корвета класса «Саар-6». Фактически этот военный корабль имеет низкую наступательную мощь и служит для целей ПВО. Почему у него такой своеобразный вид, и для каких целей был поставлен на вооружение израильских ВМС?
1. Кто и где строил «Саар-6»

За основу проекта были взяты немецкие корабли класса Braunschweig/ Фото: asianmilitaryreview.com
В 2015 году израильская армия заказала в Германии четыре военных корабля «Саар-6». Заказ был передан немецкой компании ThyssenKrupp Marine Systems, она и занималась строительством серии новых корветов. Но не с нуля – за основу был взят проект немецкого военного корабля класса Braunschweig, который инженерами Германии был немного изменен. Целью было адаптировать немецкий проект под израильские ракеты Barak-8 и морскую версию оборонной системы Iron Dome.
Следуя этому плану, корпуса и надстройки кораблей строились на судостроительном предприятии TKMS в немецком Киле, а оснащение боевыми цепями, датчиками и другими подсистемами осуществлял уже Израиль. Так, проектированием и созданием комплектов корабельной радиоэлектронной борьбы занималась израильская компания Elbit Systems.
Четыре корвета класса Саар-6 получили названия: INS Magen – «Щит», INS Oz – «Доблесть», INS Atzmaut – «Независимость» и INS Nitzahon – «Победа». Морские испытания первого из них, INS Magen, начались в марте 2020 года. Только в апреле 2023 года три корабля вошли в состав ВМС Израиля, а последний четвертый корвет принят на вооружение в декабре 2023 года.
В целом, на то, чтобы дооборудовать и оснастить корабли, потребовалось два года. Такой срок можно считать коротким по меркам ВМС, так как предыдущему классу корветов «Саар-5» до готовности к эксплуатации потребовалось около десяти лет. Весь проект обошелся в 480 млн долларов, из которых Израиль оплатил только две трети суммы, остальное погасили субсидии Германии.
2. Характеристики корветов

Водоизмещение корветов составляет 2 тыс. тонн/ Фото: shipshub.com
Тип «Саар-6» является оборонительным военным кораблем и используется для защиты морских платформ или наземных установок от ракетных и воздушных угроз. Этот военный корабль выполняет обязанности морского патрулирования с целью защиты газовых платформ, судоходных линий и других стратегических активов Израиля в Средиземном и Красном морях.
Небольшой корабль типа корвет имеет водоизмещение 2000 тонн и длину 90 метров. Осадка корабля составляет 4 метра, численность его экипажа не превышает 80 человек. Скорость 27 узлов или 50 км/час обеспечивают два дизельных двигателя MTU суммарной мощностью 19,8 тыс. л.с. Благодаря этой мощности «Саар-6» может долго находиться на плаву – дальность его похода достигает 7400 км.
3. Чем Израиль оснастил корветы «Саар-6»

Корветы «Саар-6» оснащены модифицированной версией системы Iron Dome/ Фото: wikimedia.org
В настоящее время корветы класса «Саар-6» – это крупнейшие и наиболее оснащенные военные корабли на службе ВМС Израиля. Они дополняют флот из старых израильских корветов класса «Саар-5», которые в свое время строились в США по заказу и по проекту израильтян.
Поскольку корабли серии «Саар-6» поставлялись практически неоснащенными, и Израилю пришлось самостоятельно приводить их в полную боевую готовность. Более 90% оборонительных систем, установленных на четыре корвета, являются боевыми системами Израиля.
Каждый корабль оснащен 20 системами, 18 из которых – это полностью израильские разработки. Они включают C-Dome – модифицированную версию системы Iron Dome, а также ракетные системы Gabriel V и LRAD – последняя способна сбивать крылатые и баллистические ракеты.
На борту корвета размещен многофункциональный радар с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) ELM-2248 (MF-STAR), расположенный над интегрированным мостиком (четыре активные решетки, работающие в частотном S-диапазоне). Радар наблюдения, слежения и наведения с круговым охватом и дальностью 450 км используется для измерения излучения целей в сложных условиях внешней среды и помех.
Новые корветы ВМС Израиля обеспечены защитой радиоэлектронной борьбы (активная радиочастотная ловушка C-GEM), линией киберзащиты, альтернативными цепями, радиочастотными цепями, центрами управления и контроля, а также средствами связи. Оптические датчики и системы связи смонтированы на интегрированном мачтовом модуле, установленном на поверхности радара AESA.
4. Вооружение «Саар-6»

Корвет вооружен ракетами и иными средствами нападения и обороны/ Фото: wikimedia.org
Для корабля, предназначенного не для нападения на цели, а для защиты, корвет класса «Саар-6» неплохо вооружен. По сравнению с предшественником «Саар-5» он имеет больше ракет.
Корабль оснащен 16 ракетами ПВО Barak-8 версии LRAD дальностью 70 км, 40 ракетами ПВО C-Dome, 16 израильскими противокорабельными ракетами Gabriel Mark 6 дальностью 400 км или американскими Harpoon Block 2 дальностью 124 км. Также имеются сдвоенная пусковая установка ракет Spike-ER и две 324-мм торпедные установки.
Каждый их четырех корветов вооружен одной итальянской 76-мм пушкой Oto Melara и двумя дистанционно управляемыми 25-мм пушками Typhoon. Пушка Oto Melara способна поражать надводные и воздушные цели, военные корабли и даже ракеты, приближающиеся к кораблю.
Ангар и вертолетная палуба на корме могут использоваться для размещения среднего многоцелевого морского вертолета – например, такого как SH-60 Seahawk. Дополнительно имеются три скоростных или беспилотных катера.
5. Почему корвет имеет такую форму

Форма корвета выполнена с использованием стелс-технологии/ Фото: newswall.co.il
Израильские корветы построены на основе новейшего германского класса Braunschweig, который имеет свойства стелс-технологии. То есть, они тоже обладают сниженной радиолокационной и инфракрасной сигнатурой. Корабли-невидимки специально проектируются так, чтобы их нельзя было обнаружить визуально или используя радиолокацию, гидролокацию, или инфракрасный способ.
Корабли применяют «невидимые» технологии, которые скопированы у самолетов-невидимок. Маскировка корабля включает сниженную ЭПР – эффективную площадь рассеивания, которая делает объект невидимым для радара. Форма корабля-невидимки не должна иметь вертикальных и горизонтальных поверхностей, круглых форм и полостей – все это обнаруживает радар.
Поэтому и корветы «Саар-6» выглядят такими монолитными: их конструкции закрыты панелями и между ними нет зазоров. Корабли спроектированы так, что они имеют низкую эффективную площадь рассеивания, и их трудно заметить радару. Все это затрудняет обнаружение корабля вблизи береговой линии, где и приходится работать израильским корветам.
6. «Прямые обязанности» корвета

Корвет «Саар-6» во время миссии патрулирования прибрежных вод/ Фото: vpk.name
Эти военные корабли изначально предназначались для патрулирования исключительной экономической зоны (ИЭЗ) Израиля, чтобы защищать газовые запасы страны, а также судоходные пути и другие стратегические объекты в Средиземном море. Израиль находится в перманентном конфликте с Ираном и «Хезболлой», которые угрожают с моря или запуском ракет по газовым месторождениям Израиля в спорных палестинских водах.
Помимо защиты газовых платформ, израильские ВМС, в том числе и корветы «Саар-6», также должны защищать морские торговые пути страны – у Израиля нет собственной береговой охраны. С трех сторон Израиль окружен сушей, но, тем не менее, у него островная экономика – около 97 процентов импорта поступает в страну по морю, а не по суше.
Интересно также узнать про 5 кораблей-гигантов, которые внушают уважение одним своим видом.