В Советском Союзе были периоды, когда атеизм не просто активно пропагандировался, но само существование религии ограничивали. Само собой, что под раздачу попадали здания церквей и храмов. На протяжении эпохи пути в коммунизм сакральные сооружения не просто теряли свою первоначальную сущность, но и обзаводились совершенно непредсказуемыми функционалом - от коммуналоки до заводов. Вашему вниманию 12 храмов и церквей, которые в советские годы сменили назначение.
1. Храм Преподобного Серафима Саровского и Святой Анны (Москва)
Вид храма в советский период. /Фото: daily.afisha.ru
Один из самых неожиданных примеров смены назначения культового сооружения в советские годы - это история храма Преподобного Серафима Саровского и Святой Анны, построенного в начале ХХ века на территории Донского кладбища. Дело в том, что в двадцатые годы он был превращён в крематорий, который, к слову, был первым в СССР — открытие произошло в 1927 году. Причиной такой странной смены функционала в попытках коммунистов пропагандировать кремацию как новый прогрессивный способ захоронения. И только в девяностые годы храм возвратили верующим, перед этим значительно изменив его внешний вид. Поэтому сегодняшний храм не напоминает ни первоначальную постройку, ни проект крематория.
2. Храм Святого Николая Чудотворца в Новой Слободе (Москва)
Храм, первоначальный вид которого не сразу и рассмотришь. /Фото: wikimapia.org
Храм Святого Николая Чудотворца в Новой Слободе, находящийся на Долгоруковской улице, успешно работал по прямому назначению до 1929 года, когда сооружение постройки ХVI столетия впервые попытались закрыть, а вот пять лет спустя оно попало под контроль обновленцы. В результате в 1936 году храм всё-таки был закрыт и перепрофилирован под нужды конторы, а позднее там разместился Центральный антирелигиозный музей - вот для него к церкви и пристроили пятиэтажную сталинку. После Второй мировой войны, в 1946 году бывший храм и вовсе перешёл киностудии «Союзмультфильм», где на протяжении многих лет работали лучшие советские мультипликаторы. Первый же шаг к возвращению к истокам произошёл меньше десяти лет назад - 10 августа 2013 года впервые в здании отслужили молебен, а теперь планируется переезд киностудии «Союзмультфильм» на новое место, а храм наконец вернут верующим.
3. Протестантский костел Святого Андрея (Москва)
Костёл, превращённый в коммуналку. /Фото: msk.ros-spravka.ru
Протестантский костел Святого Андрея был единственной англиканской церковью в Москве в начале ХХ века. Однако и он был закрыт в конце двадцатых годов, причём перепрофилировать было решено в коммуналки. Для этого поделили главные залы перегородками и перекрытиями, а затем поселили малообеспеченные семьи. После расселения людей по хрущевкам в шестидесятые здание отдали звукозаписывающей фирме «Мелодия» — так как бывший костёл обладал отличной акустикой, позволявшей записывать даже симфонические оркестры. «Мелодия» размешалась в здании до недавнего времени, при том, что службы стали правдить в костеле ещё в 1991 году.
4. Храм Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (Москва)
Церковь, которой ещё повезло. /Фото: wikipedia.org
В советские годы Храм Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» первоначально стал местом размещения запасника Третьяковской галереи, и это позволило интерьеру церкви практически не измениться, ведь сотрудники музея сделали всё, чтобы сохранить внутреннее убранство. Кроме того, хорошая сохранность храма помогла ему стать одним из первых сакральных сооружений, которому вернули первоначальное назначение, причём ещё после войны — в 1948 году. В том же году у Скорбященской церкви появился собственный хор, который быстро стал знаменитым на всё государство, а в дни памяти великих композиторов исполнялись их произведения. Сегодня Храм Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» также открыт и по-прежнему несёт свою культовую роль.
5. Новодевичий монастырь (Москва)
Монастырь, где что только не размещались. /Фото: sk-moskvich.ru
Большая территория женского Новодевичьего монастыря позволила ему стать чуть ли не рекордсменом по числу смены функционала в советские годы. Как сакральный комплекс он был закрыт ещё в 1922 году. Более того, по горькой иронии на территории монастыря разместили Музей раскрепощения женщины. Четыре года спустя он сменился на Историко-бытовой и художественный музей, а ещё часть построек отдали под немузейные нужды. В результате в монастыре работали ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные и даже гимнастический зал на месте бывшей трапезной. Впрочем, и в его случае наличие там исторических экспозиций помогло спасти часть интерьеров, однако часть зданий и сегодня остаётся под контролем музея, в том числе и Смоленский собор.
6. Знаменский храм Новоспасского монастыря (Москва)
Бывший храм и бывшая тюрьма. /Фото: daily.afisha.ru
Храм Знамения Богоматери с фамильной усыпальницей графов Шереметьевых, был построен ещё в 1795 году по проекту архитектора Е.С.Назарова, ученика знаменитого зодчего Баженова. Однако первая утрата сакрального смысла произошла ещё в 1812 году, когда французские войска решили превратить церковь в конюшню, поэтому её заново освящали. Но через столетие всё повторилось: советские власти не придумали для храма лучшего применения, чем разместить там женскую тюрьму, а также исправительно-трудовой лагерь для уголовников и политзаключенных. После войны сооружение, являющееся памятником эпохи строгого классицизма отдали под вытрезвитель, и только в 1968 году на территории монастыря с созданием музея были начаты реставрационные работы. Однако они не закончены до сих пор, поэтому и службы в храме пока что не проводятся.
7. Московская историческая мечеть (Москва)
У мусульман при СССР тоже отобрали культовое сооружение. /Фото: liveinmsk.ru
Если первоначально центральной мишенью советской власти в пропаганде атеизма выступала Русская православная церковь, то уже к середине двадцатых годов создатели новой идеологии добрались и до ислама. В предвоенные годы закрыли многие мечети, а в Башкирии и вовсе додумались проводить комсомольский Байрам — Всероссийский месячник антирелигиозной пропаганды. Перепрофилирование постигло и самую старую мечеть в Москве, расположенную на Большой Татарской - основанное в 1823 году сооружение в 1937 году лишилось имама, которого расстреляли, а два года спустя были прекращены службы и разобран минарет. Позднее здание меняло назначение: там размещался военкомат, затем типография и мастерские, и только в 1993 году оно снова стало мечетью.
8. Церковь Покровско-Успенской старообрядческой общины (Москва)
Церковь, где по-прежнему тренируются спортсмены. /Фото: daily.afisha.ru
Церковь Покровско-Успенской старообрядческой общины, выполненная в стиле неорусского модерна, была построена в 1911 году и отличалась богатой отделкой — по информации Novate.ru. один иконостас состоял из 50 древних икон. Но в виде храма здание продержалось двадцать лет: после закрытия ценные иконы отправили в заказники Третьяковской галереи, а помещения долго пустовали. Уже в шестидесятых годах здание отдали под спортивный клуб «Спартак», но к моменту развала СССР церковь снова пришла в запустение. В начале нового века власти отремонтировали здание, вот только церковь там не заработала - в помещениях по-прежнему располагается спортивная секция - там тренируются боксёры и борцы.
9. Лютеранская церковь Святых Петра и Павла (Санкт-Петербург)
Бассейн в цервки в советские годы. /Фото: daily.afisha.ru
Учитывая тот факт, что практически весь приход кирхи эмигрировал после Октябрьской революции, нет ничего удивительного, что в 1937 году лютеранская церковь Северной столицы закрыли, а пасторов арестовали и расстреляли. Здание же использовали как склад: вначале хранили театральные декорации, а потом — овощи. Двадцать лет спустя его и вовсе перестроили под бассейн, открывшийся в 1962 году. Само собой, что такая смена функционала привела к уничтожению последних остатков аутентичных настенных росписей. В 1994 году церковь вернули верующим, но для этого потребовалась обратная трансформация, которая, впрочем, прошла не очень удачно - из-за нежелания производить полную реконструкцию сильно пострадала акустика, поэтому сегодня во время службы используют микрофоны.
10. Буддийский храм дацан Гунзэчойнэй (Санкт-Петербург)
Как только не использовали бывший храм буддистов. /Фото: wikipedia.org
Буддийский храм Санкт-Петербурга известен как первое подобное сооружение, построенное за пределами традиционных буддистских регионов. Однако и его не обошла печальная судьба культовых зданий в советской России: его закрывали аж два раза, а в тридцатые годы в помещениях организовали физкультурный зал. Позднее сооружение как минимум дважды меняло назначение: до 1960 года там функционировала радиостанция, а потом и вовсе была размещена лаборатория Зоологического института Академии наук. Возвращение к истокам случилось в 1990 году, когда храм передали Центральному духовному управлению буддистов СССР.
11. Николо-Кремлевская церковь (Владимир)
Планетарий в церкви. /Фото: putidorogi-nn.ru
Не пощадили большевики и Николо-Кремлевскую церковь, которая была ещё и памятником архитектуры середины XVIII столетия и входила в ансамбль исторического Владимирского кремля. В 1962 году, приуроченный к годовщине первого полета человека в космос, в его помещение открыли планетарий. И он продолжает там функционировать, хотя ещё в 2006 году из-за устаревшего оборудования и после требований РПЦ вернуть здание верующим решили перенести планетарий в новое здание. Вот только здание-то для планетария построили в Центральном парке ещё в 2011 году, а закупку передового немецкого оборудования так и не произвели, так что планетарий пока что продолжает действовать в старом храме.
12. Хоральная синагога (Самара)
Синагога, отданная под хлебозавод. /Фото: daily.afisha.ru
Хоральная синагога в Самаре отличается интересной архитектурой в псевдомавританском стиле. Вот только постройка проработала в качестве храма только двадцать лет: 19 октября 1928 года синагогу закрыли, а сооружение передали Дому культуры. Позднее его сменил хлебозавод №8, который просуществовал там до начала перестройки. И лишь в 1994 году синагога была возвращена иудейской религиозной организации города Самары для осуществления реставрации. Проблема в том, что взаимодействие между государством и самарскими еврейскими общинами сильно тормозят процесс восстановления, поэтому здание уже двадцать лет медленно рушится .
Интересное видео с нашего канала:
В дополнение к теме: 8 отечественных православных храмов, которые впечатляют своими размерами